Перейти к:
Оценка стереотипов питания, физического развития и заболеваемости детей младшего школьного возраста
https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-1-90-93
Аннотация
Цель: изучить взаимосвязь физического развития со стереотипами питания у младших школьников.
Материалы и методы. Методом сплошной выборки в течение 3-х лет были обследованы 266 детей. Исследование стереотипов питания проводилось путем анкетирования родителей. Физическое развитие оценивалось по основным антропометрическим показателям с определением соматотипа и гармоничности развития. Заболеваемость изучали по индивидуальным картам развития путем выкопировки данных.
Результаты. В питании младших школьников преобладают углеводы и снижено количество белок- и кальцийсодержащих продуктов. Физическое развитие большей части детей дисгармоничное за счет дефицита массы тела (82%) и избытка массы (8%). У 24% детей имеется нарушение осанки, у 15 и 3% – кариес и эндемический зоб, 45% более 4 раз в год переносят острые респираторные инфекции.
Заключение. Стереотипы питания младших школьников характеризуются несбалансированным питанием, что способствует негармоничному развитию, а также влияет на снижение общей сопротивляемости организма.
Для цитирования:
Ткачук Е.А., Глобенко Н.Э. Оценка стереотипов питания, физического развития и заболеваемости детей младшего школьного возраста. Тихоокеанский медицинский журнал. 2023;(1):90-93. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-1-90-93
For citation:
Tkachuk E.A., Globenko N.E. Evaluating nutrition, physical development and morbidity in primary school-aged children. Pacific Medical Journal. 2023;(1):90-93. (In Russ.) https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-1-90-93
Здоровье детей – приоритетная область социальной политики и здравоохранения. Меняющиеся стереотипы питания оказывают существенное влияние на формирование здоровья и физическое развитие детей [1]. Физическое развитие – важный показатель состояния здоровья, который достаточно просто отследить и своевременно отреагировать на происходящие в организме ребенка негативные изменения. Физическое развитие и заболеваемость детей зависят от множества факторов, однако питание играет значительную роль в их формировании [2][3]. Поэтому изучение питания, физического развития детей не теряет свою актуальность.
Цель исследования состояла в изучении взаимосвязи физического развития со стереотипами питания у младших школьников.
Материалы и методы
Обследованы 266 детей начальных классов, посещавшие МАОУ ЦО № 47 г. Иркутска. Исследование проводилось сплошным методом с ноября 2019 г. (исследованы дети 1–2-го класса – 7–8 лет) до марта 2021 г. (эти же дети в 3–4-го классах – 9–10 лет). В исследование включались дети, которым ранее проводилась оценка питания и антропометрические показатели. Стереотип питания школьников изучался с помощью анкетирования родителей. В анкету входили вопросы о рационе питания детей, частоте потребления основных продуктов питания, что позволило сформировать представление о стереотипах пищевого поведения школьников (табл. 1, 2).
Таблица 1
Основные группы пищевых продуктов
Название группы продуктов |
Продукты |
Белковые продукты |
Мясо, птица, яйца |
Морепродукты |
Рыба, морепродукты |
Молочные продукты |
Молоко, кисломолочные продукты, сыр, творог, сливочное масло, сметана |
Растительного происхождения |
Хлеб ржаной и пшеничный, каша, картофель |
Содержащие легкоусвояемые углеводы |
Шоколад и шоколадные конфеты, выпечка и пироги |
Не рекомендуемые диетологами |
Колбаса, майонез, чипсы, сухари, сладкие газированные напитки и соки |
Таблица 2
Частота употребления продуктов питания
Наименование группы потребления продуктов |
Количество употреблений в неделю |
Никогда |
0 |
Редко |
1–2 |
Иногда |
3–4 |
Часто |
5–6 |
Очень часто |
Больше 7 |
Одновременно были изучены физическое развитие и заболеваемость обучающихся.
Физическое развитие оценивалось по основным антропометрическим показателям (масса тела, рост, окружность грудной клетки) с определением соматотипа и гармоничности развития, а также индекса массы тела (ИМТ). Возрастные нормы определяли по центильным таблицам [4–6].
Заболеваемость оценивали по индивидуальным картам развития (форме 026-у) путем выкопировки данных.
Статистическая обработка результатов произведена с помощью пакета программ Statistica 10. Показатели представлены в виде М ± SEM. Статистическую значимость различий признаков, имеющих нормальное распределение, анализировали с помощью Т-критерия Стъюдента в доверительном интервале более 95%. В случае ненормального распределения вариационного ряда статистическую значимость различий анализировали с помощью критерия Манна – Уитни. Анализ статистической значимости различий осуществляли с помощью критерия χ2. Оценка зависимости между двумя переменными проводилась с применением коэффициента корреляции Спирмена. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимали равным 0,05.
Результаты исследования
Исследование стереотипа питания показало, что только 12,4 ± 0,94% родителей осознанно подходят к рациону питания детей и могут ответить полно на все вопросы, касающиеся потребления ребенком продуктов питания (табл. 3).
Таблица 3
Распределение стереотипов питания школьников, %
Название группы продуктов |
Никогда |
Редко (1–2 раза в неделю) |
Иногда (3–4 раза в неделю) |
Часто (5–6 раз в неделю) |
Очень часто (больше 7 раз в неделю) |
Белковые продукты |
5 ± 0,08 |
36 ±0,18 |
46 ±0,19 |
8 ± 0,10 |
5 ± 0,08* |
Морепродукты |
33 ±0,18* |
59 ±0,18 |
6 ± 0,09 |
2 ± 0,05 |
- |
Молочные продукты |
16 ±0,14 |
37 ±0,18 |
21 ±0,15 |
16 ±0,14 |
10 ±0,11 |
Растительного происхождения |
5 ± 0,08 |
24 ±0,16 |
55 ±0,19 |
11 ±0,12 |
5 ± 0,08* |
Содержащие легкоусвояемые углеводы |
16,5 ±0,14 |
33 ±0,18 |
23 ±0,16 |
17 ±0,14 |
10,5 ±0,11 |
Не рекомендуемые диетологами |
47 ±0,19 |
44 ±0,19 |
7 ± 0,10 |
2 ± 0,05 |
- |
Примечание: * – р < 0,05.
Так, 46 ± 0,19% детей младшего школьного возраста потребляют продукты с большим количеством белка животного происхождения в среднем 3–4 раза в неделю. Из них мясо потребляют 42 ± 0,02%, птицу – 46 ± 0,19% и яйца – 40 ± 0,02% (р < 0,05).
Морепродукты в пищу редко употребляет 59 ± 0,18% школьников, из них 33 ± 0,18% детей не едят морепродукты вообще (р < 0,05).
Показано, что 10 ± 0,11% детей употребляют молоко и молочные продукты очень часто и 37 ± 0,18% редко. При этом кисломолочные продукты, а также творог, сметану и сыр дети потребляют реже, чем молоко.
Отмечено, что 3–4 раза в неделю 55 ± 0,14% едят ржаной и пшеничный хлеб и 39 ± 0,18% употребляют кашу.
Картофель предпочитают потреблять в пищу 1–2 раза в неделю 45 ± 0,19% детей.
Продукты растительного происхождения 3–4 раза в неделю (вместо ежедневно) – 55 ± 0,19% детей.
Легкоусвояемые углеводы потребляют в пищу 1–2 раза в неделю 33 ± 0,18% школьников. Едят сладкую или сдобную выпечку 2–3 раза в неделю 30 ± 0,17% (р < 0,05).
Не рекомендуемые диетологами продукты потребляют 44 ± 0,19% детей 1–2 раза в неделю. Такие продукты, как шоколад и шоколадные конфеты, употребляются редко (1–2 раза в неделю) 39 ± 0,18% школьников, 3–4 раза в неделю – 15 ± 0,13%, 5–6 раз в неделю 15 ± 0,13% и больше 7 раз в неделю также ± 0,13 (р < 0,05).
Сладкие газированные напитки и соки 1–2 раза в неделю употребляют 55 ± 0,19% школьников, колбасу употребляют 48 ± 0,19%.
Большинство детей не употребляют в пищу майонез – 76 ± 0,15%. Чипсы и сухари не едят 52 ± 0,19%, однако 45%±0,19% 1–2 раза в неделю все же их употребляют (р < 0,05).
Изучение стереотипов питания показало, что среднестатистический школьник 3–4 раза в неделю употребляет в пищу белковые продукты, такие как мясо, птица и яйца, редко употребляет морепродукты и молочные продукты (1–2 раза в неделю), иногда (3–4 раза в неделю) потребляет фрукты и овощи, редко (1–2 раза в неделю) употребляет легкоусвояемые углеводы (шоколадные конфеты и др.), картофель употребляет 3–4 раза в неделю, макаронные изделия – 1–2 раза в неделю, иногда потребляет полезные сорта хлеба, 1–2 раза в неделю потребляет чипсы.
Несмотря на то что оценка качественных показателей статуса питания не проводилась, исходя из приведенных данных можно предположить, что в питании младших школьников преобладают углеводы и снижено количество белок- и кальцийсодержащих продуктов.
Оценка физического развития школьников показала, что преобладающим типом развития является умеренно дисгармоничный уровень физического развития, который наблюдался у 49 ± 0,19% школьников, у которых дисгармоничность выражается дефицитом массы тела (82%) и избытком массы (8%).
У 45 ± 0,19% детей – гармоничный уровень физического развития. У 6 ± 0,09% детей – резко дисгармоничный уровень развития (в основном за счет дефицита массы тела) (р < 0,05).
При рассмотрении соматотипов 58 ± 0,19% детей были отнесены к мезосоматотипу, 36 ± 0,18% – к макросоматотипу и 6 ± 0,09% – к микросоматотипу (р < 0,05).
Согласно ИМТ выявлен дефицит массы у 15 ± 0,13% детей, избыток – у 6 ± 0,09% детей.
При оценке заболеваемости выявлено, что у 24 ± 0,16% имеется нарушение осанки, у 15 ± 0,13% и 3 ± 0,06% кариес и эндемический зоб, 45 ± 0,19% более 4 раз в год переносят ОРВИ (данные за последние 3 года). При этом по данным медосмотров 15 ± 0,13% детей имеют 1-ю группу здоровья, 73 ± 0,11% – 2-ю группу здоровья и 10 ± 0,12% – 3-ю группу здоровья (р < 0,05).
Обсуждение полученных данных
Полученные нами данные в целом согласуются с результатами других российских исследований. Например, при анализе питания школьников старших классов города Смоленска выявлено, что в рационе 61,2% детей ежедневно или несколько раз в неделю присутствуют хрустящий картофель, чипсы, картофель фри, 44,7% – гамбургеры, хот-доги и т. п., 88,2% – конфеты, 58,8% учащихся ежедневно употребляют сладкие газированные напитки [7]. Несбалансированный углеводный тип стереотипа питания преобладает и у школьников Кемерова, он характеризуется повышенным или преимущественным потреблением высококалорийных продуктов, кондитерских изделий, конфет, сладостей [4]. Установленные стереотипы питания ведут к разбалансированности рациона с дефицитом основных витаминов и микроэлементов и способствуют негармоничному развитию (особенно по массе тела), а также влияют на снижение общей сопротивляемости организма и увеличение частоты острых вирусных заболеваний [8][9].
Полученные нами данные указывают на необходимость обучения медицинских работников первичного звена, учителей и родителей принципам рационального питания школьников путем разработки учебных программ и учебных модулей по актуальным вопросам питания и профилактики детского ожирения.
Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Источники финансирования: авторы заявляют о финансировании проведенного исследования из собственных средств.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования, статистическая обработка, окончательное утверждение для публикации рукописи – ТЕА
Сбор и обработка материала, написание текста – ТЕА, ГНЭ
Список литературы
1. Еделев Д.А., Лабутина Н.В. Аспекты здорового питания школьников. Пищевая промышленность. 2014; 64–6.
2. Милушкина О.Ю. Физическое развитие и образ жизни современных школьников. Вестник РГМУ. 2013;(3):68–71.
3. Кучма, В.Р. Морфофункциональное развитие современных школьников / В.Р. Кучма – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018. 352 с. URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970444085.html (дата обращения: 08.10.2022).
4. Щелкановцев В.А., Маюрникова Л.А., Зинчук С.Ф. Оценка стереотипов питания школьников и студентов города Кемерово. Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины. 2007;1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-stereotipov-pitaniya-shkolnikov-i-studentov-goroda-kemerovo (Accessed: July 19, 2020)
5. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. 2-е изд., испр. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.
6. Калмыкова А.С. Пропедевтика детских болезней. 2-е издание. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018.
7. Синельников И.Ю. Влияние школы на состояние здоровья учащихся: стереотипы, реалии, риски. Отечественная и зарубежная педагогика. 2016;70–83.
8. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю., Терлецкая Р.Н., Антонова Е.В. Состояние и проблемы здоровья подростков России. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014;(6):10–4.
9. Дубровина Ю.А., Плескачевский А.В., Плескачевская Т.А. Самооценка здоровья, питания и образа жизни детей старшего школьного возраста. Смоленский медицинский альманах. 2021;2:60–3. https://doi.org/10.37903/SMA.2021.2.13
Об авторах
Е. А. ТкачукРоссия
Иркутск
Н. Э. Глобенко
Россия
Глобенко Наталья Эдуардовна – аспирант; ассистент кафедры патологической физиологии и клинической лабораторной диагностики
664058, Иркутская обл., р.п. Маркова, квартал Стрижи, 9–145
Рецензия
Для цитирования:
Ткачук Е.А., Глобенко Н.Э. Оценка стереотипов питания, физического развития и заболеваемости детей младшего школьного возраста. Тихоокеанский медицинский журнал. 2023;(1):90-93. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-1-90-93
For citation:
Tkachuk E.A., Globenko N.E. Evaluating nutrition, physical development and morbidity in primary school-aged children. Pacific Medical Journal. 2023;(1):90-93. (In Russ.) https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-1-90-93