Preview

Тихоокеанский медицинский журнал

Расширенный поиск

Программа подготовки по медицинской реабилитации специалистов первичного звена здравоохранения в Тихоокеанском медицинском университете

https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-4-93-96

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Описан опыт подготовки врача первичного звена здравоохранения по виду деятельности – реабилитация. Порядок организации медицинской реабилитации устанавливает правила организации медицинской реабилитации при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и дневного стационара. В Тихоокеанском государственном медицинском университете (ТГМУ) ведется подготовка врачей первичного звена по основной образовательной программе 31.05.01 Лечебное дело направленности 02 Здравоохранение. В соответствии с учебным планом разработана программа учебной дисциплины «Медицинская реабилитация» и учебной практики «Медицинская реабилитация и профилактика», изучение которых направлено на формирование компетенций будущего врача первичного звена здравоохранения для выполнения трудовой функции по реализации и контролю эффективности медицинской реабилитации пациента. Преподавание ведется на клинических базах Института клинической неврологии и реабилитационной медицины ТГМУ преподавателями, имеющими опыт работы в области медицинской реабилитации и которые прошли обучение по программе «Современные аспекты преподавания по физической и реабилитационной медицине».

Для цитирования:


Кузьмина Т.Н., Кузнецова Г.В., Петрова Л.Я. Программа подготовки по медицинской реабилитации специалистов первичного звена здравоохранения в Тихоокеанском медицинском университете. Тихоокеанский медицинский журнал. 2023;(4):93-96. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-4-93-96

For citation:


Kuzmina T.N., Kuznetsova G.V., Petrova L.Ya. Training program for primary care physicians in medical rehabilitation at the Pacifi c Medical University. Pacific Medical Journal. 2023;(4):93-96. (In Russ.) https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-4-93-96

Основная образовательная программа (ООП) высшего образования 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета), направленности 02 Здравоохранение (в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи населению в медицинских организациях: поликлиниках, амбулаториях, стационарно-поликлинических учреждениях здравоохранения и лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь) реализуется в Тихоокеанском государственном медицинском университете (ТГМУ) с целью подготовки врачей первичного звена. Уровень квалификации врача предполагает выполнение трудовой функции А/04.7 Реализация и контроль эффективности медицинской реабилитации пациента, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, оценка способности пациента осуществлять трудовую деятельность [3]. В рамках этой функции врач должен владеть умениями определять медицинские показания для проведения мероприятий медицинской реабилитации, выполнять мероприятия медицинской реабилитации пациента. Для формирования умений и навыков выполнения функции А/04.7 в учебный план ООП, разработанной по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) 3++, начиная с набора 2021 года введена учебная (У) ознакомительная практика («Медицинская реабилитация и профилактика»), которая относится к блоку «Практика» [4].

Учебной практике предшествует дисциплина «Медицинская реабилитация», которая относится к дисциплинам части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Дисциплина «Медицинская реабилитация» изучается на 3-м семестре 2-го курса, освоение которой направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций: универсальной компетенции (УК) – 9; профессиональной компетенции (ПК) – 5.

Компетенция УК-9 предполагает развитие способности использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сфере.

В процессе изучения дисциплины «Медицинская реабилитация» формируется компетенция ПК-5 – способность и готовность к определению тактики ведения пациентов с определением программ коррекции факторов риска, медикаментозного и немедикаментозного лечения и оценки их эффективности и безопасности при заболеваниях внутренних органов с учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни, в т. ч. в условиях дневного стационара. Освоение данной компетенции направлено на выполнение задач профессиональной деятельности.

Учитывая формируемые компетенции выпускника, цель освоения дисциплины «Медицинская реабилитация» – приобретение знаний о немедикаментозных методах лечения пациентов с различными заболеваниями, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций организма, а также предупреждение и коррекцию возможных нарушений, освоение методик оценки физического развития и функционального состояния человека. При этом задачами дисциплины (модуля) «Медицинская реабилитация» являются:

1) формирование знаний и умений оценивать физическое развитие человека, выявлять отклонения и нарушения в его состоянии;

2) формирование знаний и умений оценивать функциональное состояние человека с помощью функциональных проб, выявить отклонения и нарушения в его состоянии;

3) ознакомление с немедикаментозными методами лечения заболеваний.

Определение цели и задач дисциплины было обусловлено тем, что дисциплина изучается в 3-м семестре и может ограничить восприятие материала непосредственно по медицинской реабилитации, т. к. студенты еще не знакомы с клиническими дисциплинами (пропедевтика, внутренние болезни, неврология, кардиология), и у них отсутствуют знания и навыки клинического обследования пациента. Поэтому в содержании программы акценты сделаны на изучении факторов риска здоровью, оценке физического развития и знакомством с немедикаментозными методами (позиционирование, подбор технических средств реабилитации, массаж, ЛФК, физиотерапия, рефлексотерапия).

Для изучения дисциплины «Медицинская реабилитация» необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами «Правоведение», «Анатомия», «Основы ухода за пациентами».

Объем дисциплины в учебном плане составляет 108 часов (три зачетные единицы (3 ЗЕТ), из них лекции – 20 часов, практические занятия – 52 часа и самостоятельная работа – 36 часов. Вид промежуточной аттестации – зачет.

Дисциплина состоит из трех разделов, каждый из которых направлен на формирование предлагаемых компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций врача. В разделе 1 «Здоровье человека: современный взгляд на здоровье» изучаются темы: что такое здоровье человека; критерии здоровья; факторы, формирующие здоровье; Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), которые позволяют сформировать представление о факторах риска здоровья, познакомиться с МКФ, понимать, что такое нарушение функции, какие нарушения функций приводят к полной или частичной утрате человеком способности или возможности осуществлять основные компоненты повседневной жизни.

При изучении раздела 2 «Система контроля здоровья пациента» проводится комплексная оценка физического развития, оценка функционального состояния организма, выполняются функциональные пробы. Студенты работают в парах с использованием медицинского оборудования, проводят расчеты, заполняют формы медицинской документации, делают заключения по результатам выполненных работ, используется демонстрационный метод и электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

Темы раздела 3 «Реабилитация. Немедикаментозные методы в программах реабилитации» направлены на формирование знаний о реабилитации, аспектах реабилитации, методах и средствах медицинской реабилитации: ЛФК, массаж, физиотерапия. Занятия проводятся в традиционной и интерактивной форме: работа в паре, демонстрационный метод, использование медицинского оборудования, ЭОР.

В целом при освоении дисциплины используются различные образовательные технологи: традиционные, информационные, активные и интерактивные. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 10% от контактной работы [5].

Самостоятельная работа студентов выполняется на занятиях под контролем преподавателя, а также в часы, выделенные для внеаудиторной работы: подготовка к занятиям по вопросам, подготовка презентаций по избранным темам, письменный отчет по избранным вопросам к занятиям.

Формы оценочных средств для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины – тесты разного уровня, чек-листы оценки практических навыков.

При изучении дисциплины практикуются открытые мастер-классы по темам, определенные в рабочей программе: Симуляционный тренинг «Пациент с ограничением двигательной активности» с использованием костюма Aged Simulation Suit как пример применения МКФ. Демонстрация методики «Оздоровительный точечный массаж по методике А.А. Уманской»; «Применение точечного массажа в реабилитации пациентов»; «Магнитотерапия как метод физиотерапии в реабилитации пациентов».

В рамках воспитательной работы студенты принимают участие в мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни. Одна из форм – создание образовательного фильма по выбранной теме, например: «Осанка. Профилактика нарушений осанки», «Дыхательные упражнения как навык правильного дыхания», «Скандинавская ходьба как вид физической активности», «Утренняя гимнастика. Комплексное воздействие на организм».

С целью закрепления и углубления теоретической подготовки, приобретения умений, необходимых для использования медицинского оборудования и инструментария, опыта самостоятельной профессиональной деятельности, а также формирования и развития компетенций, необходимых для выполнения трудовых действий в рамках трудовых функций 02.009 Врач-лечебник (врач-терапевт участковый), на 7-м семестре проводится учебная ознакомительная практика («Медицинская реабилитация и профилактика»).

Задачи практики:

– закрепление и углубление знаний по использованию Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), факторам риска здоровью;

– развитие практических навыков по комплексной оценке физического развития, оценке функционального состояния организма, использованию оценочных шкал в реабилитации;

– формирование компетенций по осуществлению контроля медицинской реабилитации пациента.

Планируемые результаты обучения – освоение обучающимися общепрофессиональной компетенции (ОПК) -8 – способен реализовывать и осуществлять контроль медицинской реабилитации пациента.

В учебном плане на реализацию практики отведено 108 часов (3 ЗЕТ), вид промежуточной аттестации – зачет с оценкой. Содержание практики состоит из трех разделов: инструктаж по технике безопасности, практические занятия и самостоятельная работа студентов. Наиболее трудоемкие разделы в практике практические занятия – 35 часов и самостоятельная работа – 52 часа. В каждом разделе выделены виды деятельности. Практические занятия проводятся по темам: Ознакомление с оценочными шкалами, используемыми в реабилитационном процессе; Измерение и оценка антропометрических данных; Измерение объема движений в крупных суставах; Функциональные пробы; Подбор технических средств реабилитации; Обучение правилам использования технических средств реабилитации.

Самостоятельная работа включает индивидуальные задания и научно-исследовательскую работу (НИР), для которых определены темы:

Для выполнения НИР разработана и заполняется студентами карта «Оценка физического развития и факторов риска». Результаты полученных исследований обобщаются, оформляются, что дает возможность обучающимся в дальнейшем принять участие в научно-практических конференциях, в том числе в ежегодной Тихоокеанской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины», секция клинической неврологии и медицинской реабилитации.

Рабочий график проведения практики отражен в дневнике практики, в котором учитываются виды практической деятельности для освоения навыков с указанием общего количества выполненных заданий и манипуляций. Итоговая оценка при проведении промежуточной аттестации формируется после оценивания качества ведения дневника, результатов тестового контроля, освоенных навыков, индивидуальных заданий, НИР и собеседования.

Вопросы медицинской реабилитации содержатся в программах итоговой государственной аттестации и первичной аккредитации специалистов.

Преподавание дисциплины и учебной практики ведется на клинических базах Института клинической неврологии и реабилитационной медицины ТГМУ в учебных комнатах с использованием специального оборудования. Преподаватели дисциплин прошли обучение по программе «Современные аспекты преподавания по физической и реабилитационной медицине» в рамках реализации пилотного проекта «Развитие системы медицинской реабилитации в Российской Федерации» в соответствии с Государственной программой развития здравоохранения до 2020 г.

Заключение

Для полноценной подготовки врача первичного звена необходимо формирование и освоение компетенций, направленных на выполнение задач профессиональной деятельности – лечебная деятельность и реабилитация и осуществления трудовых функций А/04.7 и А/03.7. В рамках обучения специалистов в высшей школе ведется преподавание дисциплины «Медицинская реабилитация» на 2-м курсе и проводится учебная (ознакомительная) практика «Медицинская реабилитация и профилактика» на 4-м курсе. Наряду с традиционными используются современные образовательные технологии (симуляционные тренинги, круглые столы, мастер-классы и др.), в том числе обучающиеся выполняют научно-исследовательскую работу в рамках программы НИР. Преподавание проводится квалифицированными специалистами, имеющими опыт работы в области медицинской реабилитации и прошедшие обучение по программе «Современные аспекты преподавания по физической и реабилитационной медицине». Все это позволяет подготовить всесторонне компетентного врача, способного осуществлять трудовую деятельность в соответствии с компетенциями, предусмотренными приказом Минтруда России от 21.03.2017 № 293н «Об утверждении профессионального стандарта “Врач-лечебник (врач терапевт участковый)”».

Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Источник финансирования: авторы заявляют о финансировании проведенного исследования из собственных средств.

Список литературы

1. Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. № 788н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_363102/ (Accessed 01.02.2023).

2. Лапик С.В. Подготовка специалистов по медицинской реабилитации в свете требований новых нормативных документов. Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2017;19(8):113–5 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-spetsialistov-po-meditsinskoy-reabilitatsii-v-svete-trebovaniy-novyh-normativnyh-dokumentov (Accessed 02.03.2023)

3. Об утверждении профессионального стандарта «Врачлечебник (врач терапевт участковый): Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.03.2017 г. № 293н. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/34926 (Accessed 01.02.2023)].

4. Об утверждении Федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета): Приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 95. URL: https://fgosvo.ru/upload-files/fgosvospec/310501.pdf (Accessed 01.02.2023).

5. Садова Н.Г., Крукович Е.В., Матиенко Л.Е., Мостовая И.Д. Технологии интерактивного обучения в клинической подготовке будущих специалистов-врачей при изучении дисциплины «педиатрия».Тихоокеанский медицинский журнал. 2022;(4):108–11. doi: 10.34215/1609-1175-2022-4-108-111


Об авторах

Т. Н. Кузьмина
Тихоокеанский государственный медицинский университет
Россия

Кузьмина Татьяна Николаевна – канд. мед. наук, доцент Института клинической неврологии и реабилитационной медицины

690002, г. Владивосток, пр-т Острякова, 2

тел.: +7 (908) 971-89-04



Г. В. Кузнецова
Тихоокеанский государственный медицинский университет
Россия

Владивосток



Л. Я. Петрова
Тихоокеанский государственный медицинский университет
Россия

Владивосток



Рецензия

Для цитирования:


Кузьмина Т.Н., Кузнецова Г.В., Петрова Л.Я. Программа подготовки по медицинской реабилитации специалистов первичного звена здравоохранения в Тихоокеанском медицинском университете. Тихоокеанский медицинский журнал. 2023;(4):93-96. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-4-93-96

For citation:


Kuzmina T.N., Kuznetsova G.V., Petrova L.Ya. Training program for primary care physicians in medical rehabilitation at the Pacifi c Medical University. Pacific Medical Journal. 2023;(4):93-96. (In Russ.) https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-4-93-96

Просмотров: 353


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1609-1175 (Print)