Preview

Тихоокеанский медицинский журнал

Расширенный поиск

Особенности разных аспектов качества жизни младших школьников, пребывающих на дистанционном обучении

https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-3-62-67

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Цель. Изучить влияние дистанционного обучения на качество жизни школьников младших классов.

Материалы и методы. Проведено исследование, касающееся как родителей, так и школьников младших классов с использованием международного опросника Pediatric Quality of Life Inventory PedsQL 4.0ТМ (блок для детей 8–12 лет), определяющего качество жизни ребенка. В основную группу вошло 182 ребенка (и столько же родителей), обучение которых проходило в дистанционном формате. Группу контроля составили 234 ученика начальных классов (и их родители), с очной формой обучения.

Результаты. Исследование показало, что все показатели качества жизни у младших школьников, пребывающих на дистанционном обучении (сочетающем синхронный формат по трем основным предметам и асинхронный – по остальным девяти), имели статистически значимые отличия от таковых у детей, обучающихся очно. Наибольшее снижение показателей наблюдалось по шкале физического функционирования. Показатели школьного функционирования на дистанционном обучении составили 65,89 ± 12,63 балла (р = 0,04 относительно группы контроля, которая обучалась очно). Дистанционное обучение повлекло сокращение социальных контактов среди младших школьников, что нашло отражение в снижении уровня социального функционирования, показатели которого упали до 66,90 ± 10,18 балла. В ходе исследования эмоционального благополучия и психологического комфорта было установлено, что выявленные сдвиги по шкалам, характеризующим качество жизни, сопровождались падением его эмоциональной составляющей при дистанционном обучении на 17,98 балла. В результате исследования отношения родителей к качеству жизни своих детей при переходе на дистанционное обучение было установлено, что наибольшую тревогу у родителей вызывало снижение показателя школьного функционирования. Также родители отмечали ухудшение эмоционального функционирования и оценивали более выраженное снижение (64,36 ± 29,37 балла), чем сами дети (70,74 ± 19,32; р = 0,03).

Заключение: дистанционное обучение влияет на все аспекты качества жизни младших школьников. Наибольшее снижение показателей наблюдается в области физического, школьного и социального функционирования. Родители и младшие школьники не всегда одинаково оценивают качество жизни последних. Так, если у детей младшего школьного возраста вызывает переживание недостаточный социальный социум, то у родителей – сниженный эмоциональный фон.

Для цитирования:


Левчин А.М., Ершова И.Б., Роговцова А.Г. Особенности разных аспектов качества жизни младших школьников, пребывающих на дистанционном обучении. Тихоокеанский медицинский журнал. 2023;(3):62-67. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-3-62-67

For citation:


Levchin A.M., Ershova I.B., Rogovtsova A.G. Specific features of the quality of life of primary school children during distance learning. Pacific Medical Journal. 2023;(3):62-67. (In Russ.) https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-3-62-67

Глобальные эпидемиологические катаклизмы, военные конфликты, демографические сдвиги привели к трансформации социального взаимодействия, что проявилось в общеобразовательных учреждениях переходом очного обучения в онлайн-формат. В силу требований сложившихся условий этот переход происходил стремительно, без предварительного подготовительного периода и этапа изучения влияния инновационных компьютерных технологий на здоровье детей для разработки санитарно-гигиенических рекомендаций.

Дистанционное обучение – это не только телекоммуникационное общение при взаимодействии преподавателя и учащегося на расстоянии [1]. Оно также связано с долговременным воздействием источников ионизирующего и электромагнитного излучений [1–3].

Дистанционное обучение сопровождается длительным статическим напряжением, что обусловлено продолжительным пребыванием детей за компьютером, порой по нескольку часов подряд, что однозначно влияет на здоровье ребенка, провоцируя множество заболеваний (позвоночника, органов дыхания, зрения и др.) [4]. Увеличение времени работы с девайсами приводит к сокращению времени на игры, и в первую очередь на подвижные игры, возможность живого общения, социализации [5].

Наблюдения родителей и учителей за дистанционным обучением детей младшего школьного возраста показали усиление в данной возрастной группе утомляемости, учащением жалоб на плохое самочувствие, пониженную работоспособность, пониженный интерес к учебной деятельности. В то же время современные тенденции развития общества требуют умения обучения детей начальной школы без ущерба для их здоровья [6].

Таким образом, дистанционное обучение – новая, малознакомая, но при некоторых условиях вынужденная и необходимая форма обучения для школьников. Особенно остро необходимость изучения данного вопроса стоит в период старта учебной деятельности в начальных классах, когда ребенок только приступает к обучению в школе [7].

Цель настоящего исследования состояла в изучении влияния дистанционного обучения на качество жизни школьников младших классов.

Материалы и методы

Проведено проспективное когортное нерандомизированное исследование школьников младших классов и их родителей с использованием международного опросника PedsQL 4.0 – Pediatric Quality of Life Inventory PedsQL 4.0ТМ (блок для детей 8–12 лет), определяющего качество жизни ребенка. Исследование выполнено в соответствии с Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека». Протокол и дизайн исследования одобрен локальным этическим комитетом ГУ ЛНР «ЛГМУ им. Св. Луки» (Протокол № 12 от 1.03.2022).

Исследование проводилось с участием сотрудников Луганской государственной детской больницы № 3, Луганской республиканской детской клинической больницы, средней общеобразовательной школы № 26, средней общеобразовательной школы № 5 имени В.И. Даля, Первомайской средней школы № 30 имени Евгения Олейникова, Детской городской поликлиники Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, МБОУ города Ростова-на-Дону: «Школа № 64», «Школа № 67», «Школа № 83» в период с апреля по ноябрь (включительно) 2022 года.

Критерии включения: дети в возрасте от 7 до 10 лет включительно, проживающие в ЛНР и г. Ростове-на-Дону; подписанное информированное согласие родителей/законных представителей ребенка на участие в исследовании.

Критерии невключения: возраст, не соответствующий 7–10 лет, не проживание в ЛНР или г. Ростове-на-Дону; неподписанное информированное согласие родителей/законных представителей ребенка на участие в исследовании.

Критерии исключения: изменение места жительства детей в процессе исследования, отказ от обследований в период их проведения и оздоровительных мероприятий детьми основной группы. В основную группу вошло 182 ребенка (и столько же родителей), обучение которых проходило в дистанционном режиме, сочетающим синхронный (по трем основным предметам: русскому языку, математике и окружающему миру) и асинхронный формат (по остальным девяти предметам). По предметам, изучение которых проходило в асинхронном формате, педагогом высылались домашние задания, которые ребенок выполнял самостоятельно и высылал на проверку преподавателю.

Группу контроля составили 234 ученика начальных классов (и их родители) с очной формой обучения.

Использованный опросник включает 23 вопроса, ответы на которые позволяют оценить качество жизни (КЖ) по 4 шкалам: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционирование (ЭФ), социальное функционирование (СФ), школьное функционирование (ШФ). На основании показателей этих шкал рассчитывался суммарный балл (СБ). ЭФ, СФ и ШФ формируют показатель психосоциального здоровья (ПСЗ). Для ответов респондентов использовалась 5-балльная шкала Лайкерта, содержащая градацию от 0 («никогда нет проблем») до 4 («почти всегда трудно») баллов. Полученное количество баллов подвергалось процедуре перекодирования по алгоритму в 100-балльной системе [8].

Обработку полученных данных проводили на персональном компьютере AMD Ryzen 5 5600X, OEM в операционной системе Windows XP Professional Edition с использованием программы MS Office 2019, статистического пакета Statistica 10.0 фирмы Statsoft.

Количественные данные при нормальном распределении представлены в виде M ± σ. При этом нами рассчитывались следующие показатели: средняя арифметическая (М); дисперсия (средний квадрат отклонений индивидуальных значений признака от средней арифметической) среднее квадратическое (стандартного) отклонения (σ). При сравнении средних величин для количественных данных производился расчет статистической значимости различий (р). За достоверные принимали отличия при p < 0,05.

Результаты исследования

Все показатели качества жизни у младших школьников, пребывающих на дистанционном обучении, имели статистически значимые отличия от таковых у детей, обучающихся очно (рис. 1).

Рис. 1. Аспекты КЖ у детей младшего школьного возраста,
находящихся на дистанционном и очном обучении.

Наибольшее снижение показателей наблюдалось по шкале физического функционирования, средние значения которой составили 64,99 ± 15,98 балла, в то время как в контрольной группе – 85,12 ± 22,11 балла. Разница в данной составной качества жизни составила более 20 баллов.

Превалирующий крайне малоподвижный образ жизни у детей младших классов обусловил второе ранговое место по снижению школьного функционирования. Его показатели на дистанционном обучении составили 65,89 ± 12,63 балла, тогда как в период очного формата составляли 80,67 ± 23,72 балла, что почти на 15 баллов выше (р = 0,04). Наше исследование вы­явило также ухудшение результатов обучения (качества знаний) у 46,18% детей.

Дистанционное обучение повлекло сокращение социальных контактов среди младших школьников, что нашло отражение в снижении уровня такого звена качества жизни, как социальное функционирование, показатели которого упали до 66,90 ± 10,18 балла. Разница между значениями при дистанционном и очном обучении составила 16,34 балла. При последнем показатели составляли 83,24 ± 24,19 балла. 62,9% детей отметили нехватку «живого» (непосредственного) контакта со сверстниками.

Учитывая, что социальная среда является одним из основных факторов, влияющих на психоэмоцио­нальное состояние в образовательном процессе, мы изучили эмоциональное благополучие и психологический комфорт каждого ребенка. В ходе исследования было установлено, что выявленные сдвиги по шкалам, характеризующим качество жизни, сопровождались падением его эмоциональной составляющей при дистанционном обучении до 70,74 ± 19,32 балла, что на 17,98 балла ниже показателей при очном формате обучения, которые достигали 88,72 ± 25,38 балла. При этом у 37,36% младших школьников настроение в период дистанционного обучения было хуже, чем обычно: «угнетающе», «ужасно».

Перечисленные изменения стали основой для формирования общего балла качества жизни. Он составил 67,13 ± 15,27. Это более чем на 17 баллов ниже, чем у детей контрольной группы.

Немаловажный научный интерес составило отношение родителей к качеству жизни своих детей при переходе на дистанционное обучение.

В результате обследования было установлено, что наибольшую тревогу у родителей вызывало снижение показателя школьного функционирования. Если показатели у детей составляли 65,89 ± 12,63 балла, то у родителей – 60,02 ± 17,26 балла, что статически значимо ниже (рис. 2).

Рис. 2. Аспекты КЖ, оцениваемые родителями и младшими школьниками,
находящимися на дистанционном обучении.

Родителей также беспокоило эмоциональное состояние детей. По уровню значимости понижения это звено качества жизни заняло второе ранговое место. Они отмечали его ухудшение и оценивали снижение даже на более низком уровне (64,36 ± 29,37 балла), чем сами дети (70,74 ± 19,32; р = 0,03).

Отношение к физическому функционированию и у детей, и их родителей было аналогичным. Подтверждением чему были показатели по этой шкале у детей 64,99 ± 15,98 балла и 67,33 ± 26,74 балла у родителей. Статистической разницы между показателями не установлено.

В то же время социальное функционирование родители оценивали на более высоком уроне (77,69 ± 18,49 балла), чем сами младшие школьники (66,90 ± 10,18 балла). Многие родители считали, что временное ограничение социальных контактов даже на пользу их детям. Разница в оценивании качества жизни по данной шкале составила более чем 10 баллов.

Несмотря на разнонаправленность в оценивании разных шкал качества жизни между детьми и родителями, общий балл оказался (идентично детскому оцениванию) низким и составил 67,59 ± 11,21 балла.

Обсуждение полученных результатов

Ввиду саккадического характера перехода на дистанционное обучение многие стороны его влияния на формирующийся организм ребенка оказались малоизученными, в то время как организационные моменты этой формы обучения требуют изменения и новых санитарно-гигиенических рекомендаций [9].

Под категорию «дистанционное обучение» подпадает множество видов и программ обучения, рассматривая дистанционное обучение как одну из образовательных технологий, которую ввиду ряда преимуществ можно и нужно как можно шире использовать в практике [10]. Однако, касаясь детской практики, следует отметить, что дистанционное обучение не может быть схоластично применено в отрыве от физиологически непрерывно изменяющихся особенностей организма.

В современном дискурсе часто поднимаются вопросы влияния дистанционного обучения на разные аспекты жизнедеятельности детей. Согласно данным ряда исследований, использование электронных средств у детей способствует когнитивному и языковому развитию [11]. Интерактивные приложения и электронные книги для обучения чтению могут способствовать раннему развитию грамотности, и неслу­чайно более 50% родителей, чьи дети используют экранные устройства, считают, что это помогает их ребенку учиться [12]. В нескольких исследованиях продемонстрирована польза высококачественных образовательных программ, направленных на получение учебных навыков, а мобильные устройства с приложениями для изучения окружающего мира могут улучшить взаимодействие детей с природой и усилить их звуковое и зрительное восприятие [13].

С другой стороны, имеются данные о неоднозначном влиянии телекоммуникаций на детей, которые способствуют развитию множественных патологических состояний со стороны позвоночника, глаз, психоэмоционального состояния, вызывая дисбаланс вегетативной нервной системы [14].

Особенно актуальным является изучение данного вопроса в период старта учебной деятельности ребенка, когда он только приступает к школьному обучению и максимально восприимчив к патологическому воздействию различных технологических средств – источников электромагнитных излучений [15].

Наши наблюдения показывают, что отрицательная динамика уровня физического функционирования в условиях дистанционного обучения вызвана переходом на иной двигательный баланс, характеризующийся резким снижением физической активности. Малоподвижный образ жизни обусловлен необходимостью детей оставаться дома вместо того, чтобы ходить в школу, отсутствием обычных занятий физической культуры, предусмотренных учебным планом учебных заведений. Кроме того, находясь в школах, детям необходимо просто передвигаться в течение дня (между кабинетами, столовой и т. д.). Физическая активность также способствует росту концентрации и внимания, что напрямую влияет на процесс обу­чения. Например, дети быстрее и точнее отвечают на вопросы сразу после уроков физкультуры [16–17].

При дистанционном обучении эти действия не возникают, а время пребывания в ограниченном пространстве и около компьютера, напротив, увеличивается.

Увеличение доли времени на самостоятельное усвоение материала, требующее не только усидчивости и внимательности, но и жесткой самодисциплины, для младших школьников физиологически трудновыполнимо. У детей начальных, особенно первых классов, все эти категории находятся в стадии только начавшегося становления. В период общего начального образования учебная самостоятельность у младших школьников только формируется, в то время как дистанционный формат предполагает ее наличие. В ситуации спонтанного введения такого обучения возникает противоречие между выдвигаемой перед ребенком задачей и его познавательными возможностями на фоне свойственного для этого возраста неустойчивого характера внимания, его способности к концентрации на изучаемом предмете или явлении. Пролонгированное напряжение и сосредоточение внимания быстро приводит утомлению ребенка начальных классов. Учитывая это, учителя на занятиях часто используют игровую форму, что облегчает занятия. В дистанционном режиме (на момент его проведения) это было трудновыполнимо. Младшим школьникам в силу возрастных особенностей еще тяжело самоорганизоваться. В результате скачкообразный переход на освоение учебной программы при помощи телекоммуникационных технологий на фоне недостаточного уровня компьютерной грамотности участников образовательного процесса привел к снижению уровня усвоения знаний.

Заключение

  1. Саккадический переход на дистанционное обу­чение детей младших классов без предварительного подготовительного этапа оказывает влияние на все аспекты качества жизни младших школьников.
  2. Дистанционное обучение младших школьников, сочетающее синхронный формат по трем основным предметам и асинхронный – по остальным, сопровождается снижением показателей физического, школьного и социального функционирования.
  3. Родители и младшие школьники неодинаково оценивают качество жизни: показатели социального функционирования находятся на более низком уровне у детей начальных классов (66,9 балла) по сравнению с оцениванием этого качества жизни их родителями (77,69 балла). Значения эмоционального функционирования младших школьников ниже при оценивании данного аспекта качества жизни родителями (64,36 балла), чем самими детьми (70,74 балла).

Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Источник финансирования: авторы заявляют о финансировании проведенного исследования из собственных средств.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования – ЛАМ

Сбор и обработка материала – РАГ, ЛАМ

Статистическая обработка – РАГ

Написание текста – ЛАМ, ЕИБ, РАГ

Редактирование – ЕИБ

Список литературы

1. Колыхматов В.И. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии и вынужденных ограничений. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020; 8(186):150–6. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p156-160

2. Халиков А.А., Мусамедова К.А., Ибрагимова О.А. Анализ методов дистанционного обучения и внедрения дистанционного обучения в образовательных учреждениях. Вестник научных конференций. 2017;3-6(19):171–3. URL: https://mcoip.ru/blog/2022/11/05/vliyaniekompyutera-na-zdorove-shkolnika/. (Accessed March 04, 2023).

3. Стаселович Г.А. Дистанционное образование в начальной школе: проблемы и возможности. Калининградский вестник образования. 2020.4(8):55–64.

4. Базаева А.А. Андреева Е.Е. Влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние учащихся. Вестник психологии и педагогики АлтГУ. 2020;4:8–17.

5. Казакова Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного образования учащихся. Начальное образование. 2017;5(1):25–8. doi: 10.12737/24459

6. Заболотских Н.В., Выродова Е.Ю., Дорошева А.О., Семерджян М.А., Симонян Н.Э., Шамаева М.В., Артюшкова А.Р. Влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние школьников г. Краснодара. Кубанский научный медицинский вестник. 2020;27(6):109–22. doi: 10.25207/1608-6228-2020-27-6-109-122

7. James W. Varney, Michael Seid, Tara Smith Knight, Karen Uzark, Ilona S. Ser. The Pedsql 4.0 Generic core Scales: sensitivity, responsiveness, and impact on clinical decision – making. J. Behav. Med. 2010;25(2):175–93. doi: 10.1023/a:1014836921812

8. Погожина И.Н., Сергеева, М.В., Егорова В.А. Цифровая компетентность и детство – уникальный вызов 21 века (анализ современных исследований). Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019;4:80–106. doi: 10.11621/vsp.2019.04.84

9. Молоткова Т.Л. Дистанционное образование: сущность и содержание. Вестник Челябинского государственного университета. 2015;9(364):108–11.

10. Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Чурсина А.В., Верекса А.Н. Обзор исследований, посвященных изучению взаимосвязи использования цифровых устройств и развития когнитивной сферы у дошкольников. Science for Education Today. 2021;11(3):7–25. doi: 10.15293/2658-6762.2103.01

11. Пивоварова А.М., Горчханова З.К. Влияние цифровых технологий на здоровье детей. Практика педиатра. 2021;4:12–20.

12. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства. Национальный психологический журнал. 2019;2(34):33–40. doi: 10.11621/npj.2019.0207

13. Кучма В.Р., Седова А.С., Степанова М.И., Рапопорт И.К., Поленова М.А., Соколова С.Б., Александрова И.Э., Чубаровский В.В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020;2:4–24. doi: 10.47093/2713-069X.2021.2.1.21-31

14. Чахнашвили М.Л., Иванов Д.В. Влияние цифровизации на здоровье детей и подростков. Вестник новых медицинских технологий. 2022;3:56–66. doi: 10.24412/2075-4094-2022-3-2-2

15. Пеняева С.М. Влияние физических нагрузок на умственную деятельность. Научное обозрение. Педагогические науки. 2019;2(1):12–6.

16. Гордеев К.С., Жидков А.А., Ермолаева Е.Л. Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Сочетание умственной и физической нагрузки в обучении. Современные научные исследования и инновации. 2021;12(128):31.


Об авторах

А. М. Левчин
Ростовский государственный медицинский университет
Россия

 Ростов-на-Дону 



И. Б. Ершова
Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки
Россия

Луганск, Луганская Народная Республика Российской Федерации 



А. Г. Роговцова
Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки
Россия

Роговцова Алена Геннадиевна – ассистент кафедры педиатрии и детских инфекций 

91045, г. Луганск, квартал 50-летия Обороны Луганска, 1Г

тел. +7 (959)187-82-74



Рецензия

Для цитирования:


Левчин А.М., Ершова И.Б., Роговцова А.Г. Особенности разных аспектов качества жизни младших школьников, пребывающих на дистанционном обучении. Тихоокеанский медицинский журнал. 2023;(3):62-67. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-3-62-67

For citation:


Levchin A.M., Ershova I.B., Rogovtsova A.G. Specific features of the quality of life of primary school children during distance learning. Pacific Medical Journal. 2023;(3):62-67. (In Russ.) https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-3-62-67

Просмотров: 340


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1609-1175 (Print)