Перейти к:
Персонифицированный подход в логопедической реабилитации пациентов с нейрогенной дисфагией
https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-4-47-51
Аннотация
Цель: определить роль персонифицированного подхода в реабилитации пациентов с нейрогенной дисфагией, перенесших ОНМК, в раннем восстановительном периоде.
Материалы и методы: в исследование было включено 97 пациентов (53 мужчины и 44 женщины, средний возраст– 69,5 года) в раннем восстановительном периоде ОНМК, находящихся на втором этапе медицинской реабилитации. В программе логопедических методик при реабилитации применялись: растормаживание акта глотания, стимуляция чувствительности слизистых оболочек полости рта, восстановление дыхательной и речевой функций, подбор консистенции жидкой и твердой пищи для обеспечения безопасности глотания при кормлении, выбор способа кормления, облегчающего прием пищи пациентом и подбор объема разовой порции.
Результаты: при составлении индивидуальной программы логопедической реабилитации учитывались степень выраженности нарушений глотания, первичный речевой дефект, контактность пациента, степень когнитивных нарушений, мотивация пациента к восстановлению.
Заключение: использование логопедических методов должно быть в комплексе специализированной мультидисциплинарной помощи. Такая помощь должна быть персонифицированной. Это позволяет значительно улучшить качество жизни пациента и снизить риск нежелательных осложнений.
Ключевые слова
Для цитирования:
Фадеева А.С., Кокорина Ю.А., Шестопалов Е.Ю., Томилова В.В. Персонифицированный подход в логопедической реабилитации пациентов с нейрогенной дисфагией. Тихоокеанский медицинский журнал. 2023;(4):47-51. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-4-47-51
For citation:
Fadeeva A.S., Kokorina Yu.A., Shestopalov E.Yu., Tomilova V.V. Personalized approach to the logopedic rehabilitation of neurogenic dysphagia patients. Pacific Medical Journal. 2023;(4):47-51. (In Russ.) https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-4-47-51
Нарушение глотания является наиболее частым и опасным последствием инсульта. По литературным данным, дисфагия встречается у 25–65% пациентов с острым нарушением кровообращения (ОНМК) [1][2]. Дисфагия приводит к таким осложнениям, как кахексия, мальнутриция, дегидратация, обструкция дыхательных путей, аспирационная пневмония. А это, в свою очередь, может привести к значительному снижению качества жизни и к летальному исходу. Летальность среди таких больных достигает 20–40% [3-5]. В связи с этим в последние годы пристальное внимание уделяется вопросам ранней диагностики и коррекции нарушения глотания. Ведь благодаря раннему выявлению дисфагии и своевременному началу реабилитационных мероприятий можно не только снизить риск развития серьезных осложнений, а значит и снизить риск летального исхода, но и в целом значительно повысить качество жизни больного [6-8].
Не менее важной задачей медицинской реабилитации является вопрос совершенствования программ восстановления глотания у пациентов с ОНМК в раннем восстановительном периоде инсульта. В частности, проблема реализации персонифицированного подхода в реабилитации пациентов с нейрогенной дисфагией. На сегодня персонифицированная медицина является одной из основных позиций в стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, разработанной Минздравом России. Такой подход в научных публикациях уже заявил о себе в системе комплексной речевой реабилитации, в реабилитации больных с дисфониями, а также глотания у лиц после хирургического вмешательства и инсульта [9-11]. Персонифицированный подход всегда имел большое значение, однако мы хотим сделать акцент на его практическом использовании в работе логопеда. Сместив фокус внимания с описания общих методов и приемов, на описание особенностей их применения, с учетом персональных особенностей личности.
Необходимость применения персонифицированного подхода в реализации восстановительного обучения обусловлена многообразием вариантов нарушения глотания в связи с различной локализацией и размером поражения при инсульте, а также наличием сопутствующих заболеваний, тяжести речевых нарушений, общим состоянием, преморбидным уровнем, особенностями личности, окружением больного [11][12].
Вместе с тем все пациенты нуждаются в наблюдении и проведении реабилитационных мероприятий мультидисциплинарной командой, включающей: нутритивную поддержку, физические тренировки и физиотерапию, логопедическую коррекцию, психологическую коррекцию. Логопед как член междисциплинарной команды несет основную ответственность за выбор эффективной программы реабилитации дисфагии для этих пациентов. При работе с пациентами логопед адаптирует свое вмешательство к уникальным потребностям каждого человека.
Основной целью в работе с пациентами является минимизация риска аспирации, максимально безопасное пероральное питание и гидратация, а также восстановление лучшего качества жизни, которое, несомненно, ухудшается у пациентов с дисфагией.
Цель настоящего исследования: определить роль персонифицированного подхода в реабилитации пациентов с нейрогенной дисфагией, перенесших ОНМК в раннем восстановительном периоде.
Материалы и методы
В исследование было включено 97 пациентов (53 мужчины и 44 женщины, средний возраст –
69,5 года) в раннем восстановительном периоде ОНМК, находящихся на втором этапе медицинской реабилитации. С ишемическим инсультом – 77 пациентов с локализацией в зоне кровоснабжение левой и правой средних мозговых артерий (34 и 21 случай соответственно), в вертебробазилярном бассейне (15 случаев), мультифокальной локализацией (7 случаев). С геморрагическим инсультом – 20 пациентов с локализацией паренхиматозной гематомы слева и справа (13 и 7 случаев соответственно). Тяжесть неврологического дефицита определялась по NIHSS (National Institutes of Health Strok Scale – шкала инсульта Национального института здоровья), полученное среднее значение (12,8 балла) соответствовало тяжелой степени. При поступлении на второй этап медицинской реабилитации пациенты осматривались специалистами мультидисциплинарной команды: реабилитологом, логопедом, клиническим психологом, инструктором-методистом, инструктором ЛФК. Формирование индивидуальной программы реабилитации основывалась на оценке реабилитационного статуса пациента, целей и задачей реабилитации на данном этапе. Комплексное логопедическое обследование включало в себя: оценку глотания с использованием шкалы качественной и количественной оценки глотания MASA (Mann Assessment og Swallowing Ability), степень речевых нарушений по шкале оценки дизартрии КИМ и шкале оценки речи по Вассерману. Медико-логопедическая программа включала в себя стандартные методы реабилитации больных с нейрогенной дисфагией: растормаживание акта глотания, стимуляцию чувствительности слизистых оболочек полости рта, восстановление дыхательной и речевой функций, подбор консистенции жидкой и твердой пищи для обеспечения безопасности глотания при кормлении, выбор способа кормления, облегчающего прием пищи пациентом и подбор объема разовой порции, а также тренировочные упражнения для активизации и укрепления мышц, участвующих в процессе глотания.
Статистическая обработка данных проводилась с помощью компьютерной программы Microsoft Excel 2010, данные предоставлены в абсолютных и относительных величинах, средние величины в виде средней арифметической и ее средней ошибки (M ± m). Для оценки статистической значимости различий использовали t-критерий Стьюдента. Различия между парными показателями считали достоверными при p ≤ 0,05.
Результаты исследования
При составлении индивидуальной программы логопедической реабилитации учитывались: степень выраженности нарушений глотания, первичный речевой дефект, контактность пациента, степень когнитивных нарушений, мотивация пациента к восстановлению. Именно это определяло выбор конкретных методов восстановления глотания, их сочетание друг с другом, интенсивность и последовательность использования, в каждом конкретном случае. В процессе логопедической работы по восстановлению функции глотания, с учетом персонифицированного подхода, пациентов условно разделили на две группы: 1-я группа – пациенты не контактные, не сотрудничающие, с грубыми речевыми нарушениями по типу сочетанной афазии – 47 человек, 2-я группа – пациенты, вступающие в контакт со специалистами, имеющие речевые нарушения в виде дизартрии разной степени выраженности или изолированную моторную афазию – 50 человек (табл. 1).
Тяжесть выраженности дисфагии у пациентов в обеих группах определялась от очень тяжелой до легкой (табл. 2). В первой группе при поступлении 34 больных получали энтеральное питание через назогастральный зонд; комбинированный тип питания (через зонд и рот) использовался у 4 человек, перетертый стол с загущением воды разной консистенции – у 9 пациентов. Во второй группе энтеральное зондовое питание 16 больных, комбинированный тип питания и перетертый стол с загущением воды – 4 и 30 человек соответственно.
В первой группе всем пациентам для коррекции дисфагии в 100% проводился логопедический массаж и мультисенсорная стимуляция (вкусовая, тактильная, температурная), 55,3% – тренировочные кормления, в 36,2% – применение диеты, обучение правилам безопасного глотания использовались у 21,3% пациентов, небно-глоточная гимнастика, механическое открывание-закрывание рта и артикуляционная гимнастика применялись в 19, 14,9, 10,6% соответственно (рис. 1).
Во второй группе применялись следующие логопедические методики: небно-глоточная гимнастика в 70% случаев, модификация диеты – 68%, артикуляционная гимнастика – 64%, обучение правилам безопасного глотания – 58%, логопедический массаж – 50%, тренировочное кормление – 44%, мимическая гимнастика – 20%, вкусовая и тактильная стимуляция – 18%, пассивная артикуляционная гимнастика – 14% и механическое открывание-закрывание рта – в 10% (рис. 2).
На момент выписки в обеих группах отмечалась положительная динамика по восстановлению функции глотания и тяжести дисфагии (табл. 2). Энтеральное зондовое питание с возможностью тренировочного кормления в первой группе осталось у 25 человек, на общий стол переведены 5 пациентов, комбинированное питание и перетертый стол с загущением воды – 3 и 14 пациентов соответственно. Во второй группе общий стол – у 22 больных, 5 из них – загущение воды до консистенции сиропа, перетертый стол с загущением воды получали 17 человек, 6 пациентам рекомендовано продолжить питание через зонд с тренировочными кормлениями.
Таблица 1
Клиническая характеристика групп наблюдения
Группа |
n |
Возраст (M ± m), лет |
Пол (кол-во, абс.) |
Бассейн поражения1 (кол-во, абс.) |
Оценка по шкалам2 |
|||||||
жен. |
муж. |
ИИ ЛСМА |
ИИ ПСМА |
ИИ МФ |
ИИ ВББ |
ГИ слева |
ГИ справа |
NIHSS |
MASA |
|||
Первая |
47 |
71,91 ± 1,5 |
28 |
19 |
19 |
9 |
3 |
4 |
11 |
1 |
15,7 ± 0,6 |
112,32 ± 5,8 |
Вторая |
50 |
67,24 ± 1,8 |
25 |
25 |
15 |
12 |
4 |
11 |
2 |
6 |
10,4 ± 0,5 |
157,46 ± 2,3 |
p |
> 0,05 |
> 0,05 |
> 0,05 |
Примечание:
1 – ИИ ЛСМА – ишемический инсульт в бассейне левой среднемозговой артерии, ИИ ПСМА – ишемический инсульт в бассейне левой среднемозговой артерии, ИИ МФ – мультифокальный ишемический инсульт, ИИ ВББ – ишемический инсульт в вертебробазилярном бассейне, ГИ слева – геморрагический инсульт с локализацией паренхиматозной гематомы слева, ГИ справа – геморрагический инсульт с локализацией паренхиматозной гематомы справа;
2 – NIHSS – National Institutes of Health Strok Scale, MASA – Mann Assessment og Swallowing Ability.
Таблица 2
Тяжесть дисфагии у пациентов обеих групп
Степень выраженности дисфагии |
1-я группа |
2-я группа |
||
поступление |
выписка |
поступление |
выписка |
|
Очень тяжелая |
7 |
1 |
1 |
0 |
Тяжелая |
18 |
17 |
1 |
1 |
Умеренно тяжелая |
3 |
4 |
4 |
2 |
Умеренная |
12 |
9 |
15 |
2 |
Умеренно легкая |
2 |
7 |
6 |
6 |
Легкая |
5 |
6 |
22 |
23 |
Норма |
0 |
3 |
0 |
16 |
Рис. 1. Логопедические технологии в 1-й группе.
Рис. 2. Логопедические технологии во 2-й группе.
Обсуждение полученных данных
Как мы видим, реабилитационные мероприятия, проводимые логопедом в 1-й группе, в значительной степени относились к пассивным методикам, где пациент проявлял наименьшую активность в силу выраженности неврологических нарушений, недостаточности контакта и низкой мотивации к проведению реабилитации. При этом активность пациента со временем увеличивалась ввиду установления невербального контакта и влияния положительных эмоций при вкусовой стимуляции, тренировочного кормления. Особая роль у пациентов первой группы отводилась индивидуальному подбору наиболее приятных и любимых вкусов пациента. Для этого в беседе с родственниками уточнялась информация о любимых блюдах больного, напитках, пищевых предпочтениях. Благодаря этой информации логопед выбирал жидкости и продукты для проведения вкусовой стимуляции, а далее для тренировочного кормления. Занятия были менее продолжительными по времени, чем во 2-й группе, но проводимые с большей регулярностью до 4–5 раз в день.
Во 2-й группе изначально использовались активные методы реабилитации, предложенные логопедом. Лишь в некоторых случаях дополнительно использовались пассивные логопедические мероприятия. Такая необходимость возникала при выраженной степени дисфагии у пациентов и при быстрой истощаемости во время медико-логопедических процедур. Занятия в данной группе пациентов были более продолжительными, до 30 минут, но с меньшей периодичностью – 1–2 раза в день. Также больные из 2-й группы, в большинстве случаев, занимались самостоятельно по рекомендации логопеда.
С целью повышения результата по коррекции нейрогенной дисфагии и профилактики осложнений в комплексной программе реабилитации пациентов обоих групп помимо логопедических методов большую значимость имело вовлечение в работу всех специалистов мультидисциплинарной команды (МДРК). Работа с медицинским психологом в первой группе была направлена на ускорение восстановления психических процессов, побуждение к целенаправленной деятельности. Во второй группе в большинстве случаев проводилась работа, направленная на стабилизацию эмоционального фона и восстановление когнитивных функций.
В реабилитации с пациентами первой группы, в отличие от второй, требовалось более активное привлечение специалистов по физической терапии. С целью увеличения толерантности к нагрузкам проводилась вертикализация пациентов, правильное позиционирование при приеме пищи, а также проведение упражнений с пациентами из 2-й группы на укрепление мышц шеи.
Полученные результаты исследования указывают на значимость персонифицированного комплексного подхода в логопедической реабилитации пациентов с нейрогенной дисфагией и находят свое подтверждение в работах других авторов [2][9-11].
Выводы
- Пациенты с одинаковой тяжестью нарушения функции глотания после перенесенного ОНМК могут получать разные медико-логопедические процедуры в зависимости от уровня сознания, контактности, сотрудничества, критики к своему состоянию, мотивации к восстановлению, участия родственников и близкого окружения.
- По мере применения пассивных реабилитационных методик у пациентов с нейрогенной дисфагией увеличивается интерес пациентов к занятиям, устанавливается эмоциональный контакт, пациент проявляет большую активность и участие. Постепенно количество активных методик растет, а пассивных – уменьшается.
- Персонифицированный подход в логопедической реабилитации пациентов с нейрогенной дисфагией, перенесших ОНМК, в комплексе специализированной мультидисциплинарной помощи позволяет значительно улучшить качество жизни пациента и снизить риск нежелательных осложнений.
Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Источники финансирования: авторы заявляют о финансировании проведенного исследования из собственных средств.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования – ШЕЮ, КЮА, ФАС
Сбор и обработка материала – КЮА, ТВВ, ФАС
Статистическая обработка – ФАС, КЮА
Написание текста – КЮА, ФАС
Редактирование – ШЕЮ
Список литературы
1. Громова Д.О., Захаров В.В. Нарушение глотания при инсультах. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика.2015;7(4):50–6. doi: 10.14412/2074-2711-2015-4-50-56
2. Ершов В.И., Здвижкова С.В., Гончар-Зайкин А.П., Лозинская Т.Ю., Кузнецов Г.Э., Бородкин И.Н., Силкин В.В. Эффективность лечения нарушенной функции глотания у пациентов с ишемическим инсультом и нейрогенной дисфагией в рамках отделения реанимации и интенсивной терапии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019;119(7):35–40. doi: 10.17116/jnevro201911907135
3. Белкин А.А., Ершов В.И. Нарушение глотания при неотложных состояниях – постэкстубационная дисфагия. Анестезиология и реаниматология. 2018;4:76–82. doi: 10.17116/anaesthesiology201804176
4. Пирадов М.А., Иллариошкин С.Н., Танашян М.М. Неврология XXI века: диагностические, лечебные и исследовательские технологии. Руководство для врачей. М.: АТМО, 2015. – 487 с. (340–345).
5. Реабилитация в интенсивой терапии. РеабИТ – СПб., 2023. – 124 с. (стр. 70).
6. Martino R, Foley N, Bhogal S, Diamant N, Speechley M, Teasell R. Dysphagia aſter stroke: incidence, diagnosis, and pulmonary complications. Stroke. 2005 Dec;36(12):2756–63. doi: 10.1161/01.STR.0000190056.76543.eb. Epub 2005 Nov 3. PMID: 16269630.
7. Miller RM, Groher ME. Speech-language pathology and dysphagia: a brief historical perspective. Dysphagia. 1993;8(3):180–4. doi: 10.1007/BF01354536. PMID: 8359037.
8. Сорокин Ю.Н. Нарушение глотания при инсультах. Особенности ведения пациента с дисфагией. Медицина неотложных состояний. 2015;3(66):114–49.
9. Рудомётова Ю.Ю. Персонифицированный подход в логопедической работе при афазии и дисфагии в раннем восстановительном периоде инсульта / Ю.Ю. Рудомётова, Е.С. Корецкая, М.Г. Хлюстова. – Текст: непосредственный // Специальное образование. 2023;2;165:65–78.
10. Сидякина И.В., Воронова М.В. Индивидуализированный подход к реабилитации пациентов с центральной дисфагией // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2016;3:137–40
11. Танашян М.М., Бердникович Е.С., Лагода О.В Нарушения глотания в постинсультном периоде: новые подходы к лечению. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2018;10(2):57–62.
12. Пирадов М.А., Максимова М.Ю., Танашян М.М. Инсульт. Пошаговая инструкция. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019.– 272 c.
Об авторах
А. С. ФадееваРоссия
Фадеева Анастасия Сергеевна – заведующая отделением второго этапа медицинской реабилитации для пациентов с нарушением функции центральной нервной системы
690078, г. Владивосток, ул. Садовая, 22
Ю. А. Кокорина
Россия
Владивосток
Е. Ю. Шестопалов
Россия
Владивосток
В. В. Томилова
Россия
Владивосток
Рецензия
Для цитирования:
Фадеева А.С., Кокорина Ю.А., Шестопалов Е.Ю., Томилова В.В. Персонифицированный подход в логопедической реабилитации пациентов с нейрогенной дисфагией. Тихоокеанский медицинский журнал. 2023;(4):47-51. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-4-47-51
For citation:
Fadeeva A.S., Kokorina Yu.A., Shestopalov E.Yu., Tomilova V.V. Personalized approach to the logopedic rehabilitation of neurogenic dysphagia patients. Pacific Medical Journal. 2023;(4):47-51. (In Russ.) https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-4-47-51