Перейти к:
Оценка эффективности метода компрессионной микровибрации в лечении целлюлита
https://doi.org/10.34215/1609-1175-2024-2-28-32
Аннотация
Цель: изучение эффективности применения метода компрессионной микровибрации для коррекции структурных и функциональных изменений кожи у женщин с гиноидной липодистрофией на основе анализа динамики показателей микроциркуляции крови.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 27 женщин в возрасте от 40 до 69 лет с легкой и умеренной гиноидной липодистрофией. Курс «Endospheres Therapy» включал 12 процедур, 2 раза в неделю в течение 60 минут. До и после курса терапии оценивали динамику компартментов микроциркуляции методом лазерной доплеровской флоуметрии с помощью портативного лазерного анализатора микроциркуляции крови «ЛАЗМА ПФ».
Результаты. Анализ показателей перфузии после 12-й процедуры компрессионной микровибрации продемонстрировал статистически значимое увеличение параметров базального кровотока и амплитудно-частотного спектра колебаний перфузии, отражающего активные и пассивные механизмы регуляции микроциркуляторного русла.
Заключение. Результаты положительной динамики показателей микроциркуляторного русла свидетельствуют о высокой эффективности применения «Endospheres Therapy» в лечении гиноидной липодистрофии. Метод лазерной доплеровской флоуметрии позволяет объективизировать уровень дисфункции микроциркуляторной системы и обеспечивает проведение персонализированного контроля за адекватностью и результативностью проводимого лечения.
Ключевые слова
Для цитирования:
Кардашова З.З., Ратникова Н.О., Фомичева А.А., Василенко И.А. Оценка эффективности метода компрессионной микровибрации в лечении целлюлита. Тихоокеанский медицинский журнал. 2024;(2):28-32. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2024-2-28-32
For citation:
Kardashova Z.Z., Ratnikova N.O., Fomicheva A.A., Vasilenko I.A. Efficacy evaluation of the compression microvibration method in the treatment of cellulite. Pacific Medical Journal. 2024;(2):28-32. (In Russ.) https://doi.org/10.34215/1609-1175-2024-2-28-32
Целлюлит (гиноидная липодистрофия, или отечная фибросклеротическая панникулопатия) – распространенная парафизиологическая проблема, проявляется изменением топографии кожи в виде «апельсиновой корки» в любой анатомической области с подкожной жировой тканью (чаще на внешней и задней поверхности бедер, бедрах и ягодицах) и встречается практически у 85–90% женщин постпубертатного возраста [1][2].
Целлюлит рассматривается как эндокринно-метаболическое нарушение микроциркуляции, вызывающее структурные изменения в подкожно-жировой клетчатке и интерстициальном матриксе [3][4]. Установлено, что в области, пораженной целлюлитом, активность кровотока снижена на 35% [5]. Нарушение оттока крови и лимфы приводит к застою жидкости в сосудах, экссудации, воспалению, локальному накоплению цитокинов и других биологически активных молекул, вызывающих изменения в метаболизме жировой ткани, гипоксии и фиброзу. Это проявляется на поверхности кожи в виде многочисленных каверн и бугорков, характерных для целлюлитных изменений [6].
Очевидно, что основой в лечении целлюлита является патогенетический подход, позволяющий в той или иной мере устранять действие неблагоприятных факторов и достигать необходимого эстетического эффекта. Изучение различных аспектов этой многофакторной проблемы способствует разработке новых подходов и стратегий лечения, включая применение неинвазивных и инвазивных методов, способствующих улучшению внешнего вида пораженной кожи. Поэтому возможность использования инновационных технических решений для вибротерапии, оказывающей воздействие на кровеносные сосуды, крово- и лимфообращение, выглядит достаточно привлекательной и перспективной.
Цель работы состояла в изучении эффективности применения метода компрессионной микровибрации для коррекции структурных и функциональных изменений кожи у женщин с гиноидной липодистрофией на основе анализа динамики показателей микроциркуляции крови.
Материалы и методы
Одноцентровое проспективное когортное исследование проведено на базе ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф. Владимирского (МОНИКИ)» в период 2022–2023 гг. Исследование выполнено в соответствии с Хельсинкской декларацией и принципами надлежащей клинической практики (GCP). Все участницы предоставили информированное согласие на обработку персональных данных и участие в исследовании, которое было одобрено Независимым комитетом по этике при ГБУЗ МО МОНИКИ имени М.Ф. Владимирского (протокол № 7 от 28.10.2021).
В исследовании приняли участие 27 женщин в возрасте от 40 до 69 лет (средний возраст 51,3 ± 8,9 года) с легкой и умеренной гиноидной липодистрофией.
Критерии включения: пол – женский; возраст от 30 до 70 лет; наличие стойких жировых отложений, целлюлита, отеков (легкий или умеренный отечный фибросклероз); информированное согласие на проведение «Endospheres Therapy».
Критерии исключения: пол – мужской; возраст младше 30 и старше 70 лет; беременность, кормление грудью; варикозная болезнь III–IV степени, осложненная тромбофлебитом; кожные заболевания; сахарный диабет III–IV степени; онкологические заболевания; наличие острых заболеваний или обострение хронических заболеваний; отказ от участия в исследовании.
Курс «Endospheres Therapy» включал 12 процедур, выполняемых квалифицированными сотрудниками OOО «ИталКонсалт» (Москва) с использованием аппарата компрессионной микровибрации Endospheres Therapy Body для тела (Феникс С.Р.Л., Италия, Регистрационное удостоверение РЗН 2016/3863 от 29.12.2017). Микровибрационные воздействия осуществляли с помощью специальной манипулы аппарата, который посредством передачи низкочастотных вибраций в диапазоне от 29 до 355 Гц генерирует ритмичные импульсы, глубоко воздействующие на ткани.
Лечебно-реабилитационные процедуры проводили 2 раза в неделю в течение 60 минут каждая в соответствии со стандартной методикой (Руководством «Endospheres Therapy. Эндосфера терапия. Процедуры для тела»). В течение курса все пациентки сохраняли свой ежедневный рацион и обычную физическую активность.
У всех участниц перед началом исследования однократно определяли биохимические показатели крови (гликированный гемоглобин, уровень холестерина, липидный обмен (триглицериды, холестерин общий, липопротеины высокой и низкой плотности, индекс атерогенности) и уровень гормонов (тиреотропный гормон, трийодтиронин, тетрайодтиронин). До и после курса «Endospheres Therapy» измеряли антропометрические параметры (линейные и весовые размеры тела), оценивали показатели биоимпедансометрии и ультразвукового исследования кожи [7][8].
Для исследования характера тканевых изменений в процессе лечения до и после курса терапии оценивали динамику компартментов микроциркуляции методом лазерной доплеровской флоуметрии (ЛДФ) с помощью портативного лазерного анализатора микроциркуляции крови «ЛАЗМА ПФ» (ООО НПП «ЛАЗМА», Москва, Регистрационное удостоверение Росздравнадзора № РЗН 2018/7853 от 26.11.2018 г.). Анализатор располагали в верхней трети бедра в области бедренного треугольника, замеры производили в течение 10 минут до начала лечения и после 12 процедур «Endospheres Therapy». Оценку состояния микроциркуляции и ее регуляции оценивали в относительных единицах (условных перфузионных единицах (пф)) по параметрам базального кровотока (ПМ – показатель микроциркуляции; σ – флакс, среднеквадратичное отклонение амплитуды колебаний от значения М, Кv (%) – коэффициент вариации, вычисляемый по формуле Кv = σ/М×100%) и амплитудно-частотного спектра (АЧС) колебаний перфузии, отражающего активные и пассивные механизмы регуляции кровотока (Аэ – амплитуды эндотелиальных колебаний, Ан – амплитуды нейрогенных колебаний, Ам – миогенных колебаний, Ад – дыхательных колебаний и Ас – сердечных колебаний).
Статистический анализ полученных данных проводили с использованием пакета прикладных программ SPSS Statistics 21.0. Стандартная обработка выборок включала подсчет значений средних арифметических величин, среднего квадратичного отклонения, медианы (Ме) с указанием 25-го (Q1) и 75-го (Q3) перцентилей. Сравнение показателей по количественным признакам осуществляли непараметрическим методом с использованием теста согласованных пар Вилкоксона или U-критерия Манна – Уитни. При сравнении двух групп с нормальным характером распределения данных использовали t-тест для независимых группировок. Для всех видов анализа статистически значимыми считали различия при р < 0,05.
Результаты исследований
Общее состояние микроциркуляции в анализируемой области оценивали по средним значениям показателей перфузии. Результаты измерений величины среднего потока крови в интервале времени регистрации (10 мин), произведенные до и после курса «Endospheres Therapy» представлены на рис. 1.
Рис. 1. Показатели постоянной (ПМ) и переменной (σПМ),
составляющих перфузии за 10-минутные интервалы записи ЛДФ-граммы
у пациенток с гиноидной липодистрофией
до и после курса «Endospheres Therapy» (Ме [ Q1; Q3]).
Отметим, что после 12-й процедуры компрессионной микровибрации отмечается статистически значимое (в 1,3 раза, p < 0,05) увеличение параметра ПМ (постоянной составляющей ЛДФ-сигнала), отражающего уровень перфузии крови в сосудах микроциркуляции. При этом переменная составляющая перфузии σПМ, характеризующая глубину модуляции кровотока, также увеличивается в 1,3 раза. Коэффициент вариации Кv после курса терапии имел тенденцию к увеличению: 10,8% против исходных 10,6%.
Для более детального анализа величину средней перфузии (ПМ) подразделяют на Мнутр (показатель нутритивного кровотока) и Мшунт (показатель шунтового кровотока). После курса «Endospheres Therapy» отмечено статистически значимое увеличение Мнутр в 1,8 раза по отношению к показателям до лечения при снижении объема функционального шунтирования на 17% (табл.).
Таблица
Динамика показателей микроциркуляции в области бедренного треугольника
у женщин с гиноидной липодистрофией,
получавших лечение методом компрессионной микровибрации
Сроки обследования | Показатели микроциркуляции (перф. ед.) М ± σ | |||||||
ПМ | Мнутр | Мшунт | Аэ | Ан | Ам | Ад | Ас | |
До лечения | 5,27 ± 0,74 | 2,75 ± 1,26 | 2,48 ± 1,16 | 0,13 ± 0,04 | 0,16 ± 0,07 | 0,27 ± 0,13 | 0,12 ± 0,07 | 0,23 ± 0,04 |
После лечения | 6,67 ± 0,66* | 4,84 ± 1,56* | 2,06 ± 1,14 | 0,16 ± 0,06 | 0,20 ± 0,08 | 0,45 ± 0,11* | 0,16 ± 0,08* | 0,31 ± 0,06* |
Примечание: * – p < 0,05.
ПМ – показатель микроциркуляции; Мнутр – показатель нутритивного кровотока;
Мшунт – показатель шунтового кровотока; Аэ – амплитуды эндотелиальных колебаний;
Ан – амплитуды нейрогенных колебаний; Ам – миогенных колебаний;
Ад – амплитуды дыхательных колебаний; Ас – амплитуды сердечных колебаний.
Значения показателей активных механизмов регуляции кровотока Аэ и Ан после процедур компрессионной микровибрации повышались на 23 и 25% соответственно. Наиболее значимые изменения отмечены в динамике Ам колебаний по сравнению с исходными величинами: амплитуда миогенных колебаний увеличилась в 1,7 раза (p < 0,05). Анализ пассивных механизмов модуляции кровотока также показал повышение Ад и Ас колебаний на 33 и 34% соответственно (p < 0,05). Представленные данные можно однозначно расценивать как стимуляцию механизмов контроля микрососудистого тонуса при коррекции целлюлита методом компрессионной микровибрации.
Обсуждение
Лечение целлюлита на сегодня остается одним из наиболее востребованных запросов в эстетической медицине. Специалистами предлагаются разнообразные инвазивные и неинвазивные методы, среди которых технологии, использующие физиотерапевтические стратегии с четкой направленностью воздействия на определенные ткани и физиологические механизмы прочно заняли свою нишу. Компрессионная микровибрация уже успешно зарекомендовала себя в качестве деликатного и эффективного способа ремоделирования текстуры кожи, форм и объемов тела в долгосрочном периоде [3][6][9].
Лечебный потенциал метода основан на возможности благоприятного воздействия на кровеносные сосуды микроциркуляторного русла, кровообращение, лимфодренаж и структуры жировой ткани.
Для объективной оценки изменений гемодинамической ситуации в микрососудистом русле мы использовали метод лазерной доплеровской флоуметрии, позволяющий выявить и количественно охарактеризовать индивидуально-типологические особенности скорости локального кровотока, перфузии и механизмов их регуляции.
Проанализированные нами расчетные параметры ПМ, σПМ и Кv позволяют судить об особенностях интегральной картины микроциркуляции. После курса «Endospheres Therapy» увеличение средних значений постоянной и переменной составляющих перфузии практически на 30% и более свидетельствуют о перестройке кровотока на микроциркуляторном уровне со значительным улучшением гемодинамики, увеличением числа функционирующих капилляров, изменением концентрации и скорости потока эритроцитов, улучшением перфузионных процессов в тканях [10][11]. При этом улучшение микроциркуляторных процессов происходит на фоне выраженного повышения нутритивной (обменной) направленности тканевого кровотока (Мнутр) в сочетании со снижением шунтового (Мшунт), что демонстрирует изменение тканевого кровотока в соответствии с локальными потребностями и наличие активного обмена субстратами метаболизма между кровью и тканями [12].
Проведение спектрального амплитудно-частотного анализа колебательных процессов в микроциркуляторном русле с разложением их на физиологически значимые механизмы позволяет установить особенности модуляции тканевого кровотока в процессе лечения методом компрессионной микровибрации. Высокий уровень тканевой гемоперфузии поддерживают миогенный и нейрогенный факторы вазодилатации. Повышение эндотелиальной компоненты обусловлено сосудорасширяющим действием оксида азота и отражает имеющийся резерв эндотелиального фактора релаксации для усиления капиллярного кровотока. Синхронизация этих процессов осуществляется при участии системных компенсаторно-адаптивных механизмов за счет повышения сердечных и дыхательных ритмов [13][14].
Заключение
Результаты положительной динамики показателей микроциркуляторного русла свидетельствуют о высокой эффективности применения «Endospheres Therapy» в лечении гиноидной липодистрофии. Процедуры компрессионной микровибрации реализуют интегральный патогенетический подход к устранению целого комплекса проблем, связанных с целлюлитом: нарушения микроциркуляции, лимфодренажа, депрессии обменных процессов и транспорта метаболитов. Метод лазерной доплеровской флоуметрии позволяет объективизировать уровень дисфункции микроциркуляторной системы и обеспечивает проведение персонализированного контроля за адекватностью и результативностью проводимого лечения.
Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Источник финансирования: авторы заявляют о финансировании проведенного исследования из собственных средств.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования – КЗЗ, ВИА
Сбор и обработка материала – РНО, ФАА
Статистическая обработка – РНО
Написание текста – КЗЗ, ФАА
Редактирование – КЗЗ, ВИА
Список литературы
1. Tokarska K, Tokarski S, Woźniacka A, Sysa-Jędrzejowska A, Bogaczewicz J. Cellulite: a cosmetic or systemic issue? Contemporary views on the etiopathogenesis of cellulite. Postepy Dermatol Alergol. 2018;35(5):442–6. doi: 10.5114/ada.2018.77235
2. Bass LS, Kaminer MS. Insights into the pathophysiology of cellulite: a review. Dermatol Surg. 2020;46 Suppl 1(1):S77–S85. doi: 10.1097/DSS.0000000000002388
3. Bennardo L, Fusco I, Cuciti C, Sicilia C, Salsi B, Cannarozzo G, Hoffmann K, Nisticò SP. Microwave therapy for cellulite: an effective non-invasive treatment. J Clin Med. 2022;11(3):515. doi: 10.3390/jcm11030515
4. Young VL, DiBernardo BE. Comparison of Cellulite Severity Scales and Imaging Methods. Aesthet Surg J. 2021;41(6):NP521– NP537. doi: 10.1093/asj/sjaa226
5. Hogan S, Velez MW, Kaminer MS. Updates on the understanding and treatment of cellulite. Semin Cutan Med Surg. 2018;37(4):242–6. doi: 10.12788/j.sder.2018.056
6. Piotrowska A, Czerwińska-Ledwig O, Stefańska M, Pałka T, Maciejczyk M, Bujas P, Bawelski M, Ridan T, Żychowska M, Sadowska-Krępa E, Dębiec-Bąk A. Changes in skin microcirculation resulting from vibration therapy in women with cellulite. Int J Environ Res Public Health. 2022;19(6):3385. doi: 10.3390/ijerph19063385
7. Кардашова З.З., Ратникова Н.О., Василенко И.А., Фомичева А.А. Компрессионная микровибрация: опыт применения метода для физиотерапевтического лечения целлюлита. Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2022;21(6):391–400. doi: 10.17816/rjpbr403993
8. Кардашова З.З., Селезнева Е.В., Ратникова Н.О., Василенко И.А. Динамика ультрасонографической картины кожи и подкожной клетчатки при физиотерапевтическом лечении целлюлита методом компрессионной микровибрации: нерандомизированное проспективное исследование. Физическая и реабилитационная медицина, медицинская реабилитация. 2023;5(3):227–36. doi: 10.36425/rehab568644
9. Salsi B, Coli F, Ronconi L, Fusco I, Zingoni T, Bonan P. Use of a microwave device for the treatment of cellulite and localized fat adiposity: a 1-year follow-up study. Skin Res Technol. 2023;29(7):e13408. doi: 10.1111/srt.13408
10. Пилиева Н.Г., Бурдули Н.М. Лазерная допплеровская флоуметрия в диагностике микроциркуляторных нарушений при внебольничных пневмониях и их коррекция. Вестник новых медицинских технологий. 2016;2:179–86. doi: 10.12737/19745
11. Скрипаль А.В., Фаркад А., Машков К.В., Усанов А.Д., Аверьянов А.П. Лазерная флоуметрия микроциркуляции крови пальца руки в зависимости от внешней температуры и положения конечности. Регионарное кровообращение и микроциркуляция. 2023;22(4):35–41. doi: 10.24884/1682-6655-2023-22-4-35-41
12. Королев А.И., Федорович А.А., Горшков А.Ю., Дадаева В.А., Ким О.Т., Михайлова М.А., Васильев Д.К., Джиоева О.Н., Акашева Д.У., Драпкина О.М. Параметры микроциркуляторного кровотока в коже верхних конечностей у здоровых мужчин трудоспособного возраста. Профилактическая медицина. 2021;24(7):60–9. doi: 10.17116/profmed20212407160
13. Стрельцова Н.Н., Васильев А.П. Особенности нелинейных динамических процессов и их взаимосвязь с показателями микроциркуляции у больных облитерирующим атеросклерозом артерий нижних конечностей по данным лазерной допплеровской флоуметрии. Лазерная медицина. 2022; 26(2):15–20 doi: 10.37895/20718004-2022-26-2-15-20
14. Козлов В.И., Сахаров В.Н., Гурова О.А., Сидоров В.В. Оценка состояния микроциркуляции у детей 6–7 лет по данным лазерной допплеровской флоуметрии. Регионарное кровообращение и микроциркуляция. 2021;20(3):46–53. doi: 10.24884/1682-6655-2021-20-3-46-53
Об авторах
З. З. КардашоваРоссия
Кардашова Зивер Заиддин кызы – канд. мед. наук, старший научный сотрудник лаборатории биомедицинских методов исследований
129110, г. Москва, ул. Щепкина, 61/2
+7 (909) 696-36-35
Н. О. Ратникова
Россия
Москва
А. А. Фомичева
Россия
Москва
И. А. Василенко
Россия
Москва
Рецензия
Для цитирования:
Кардашова З.З., Ратникова Н.О., Фомичева А.А., Василенко И.А. Оценка эффективности метода компрессионной микровибрации в лечении целлюлита. Тихоокеанский медицинский журнал. 2024;(2):28-32. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2024-2-28-32
For citation:
Kardashova Z.Z., Ratnikova N.O., Fomicheva A.A., Vasilenko I.A. Efficacy evaluation of the compression microvibration method in the treatment of cellulite. Pacific Medical Journal. 2024;(2):28-32. (In Russ.) https://doi.org/10.34215/1609-1175-2024-2-28-32