Preview

Тихоокеанский медицинский журнал

Расширенный поиск

Влияние вакцинации от SARS-CoV-2 на качество жизни обучающихся в городе Владивостоке

https://doi.org/10.34215/1609-1175-2025-2-5-10

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Цель – оценить клинические, физические и ментальные аспекты состояния здоровья студентов высших учебных заведений после вакцинации от SARS-CoV-2 в условиях пандемии COVID-19. Материалы и методы. В 2021 году в г. Владивостоке проведено обсервационное исследование студентов, вакцинированных от SARS-CoV-2 в условиях пандемии COVID-19. Всего участвовало 400 человек: 200 студентов из открытого и 200 – из закрытого коллективов высших образовательных учебных учреждений, средний возраст составил 21,5 ± 1,5 и 19,66 ± 1,3 года соответственно. Все участники являлись условно здоровыми и были привиты вакциной «Спутник Лайт». Исследование длилось 1 месяц, оценивались клинические, физические и ментальные аспекты состояния здоровья после вакцинации, для оценки качества жизни использовался опросник SF-36. Статистическая обработка проводилась в Microsoft Excel и Statistica 8. Результаты. Анализ результатов опроса, проведенного с использованием опросника SF-36, показал, что у студентов закрытого учебного заведения, прошедших вакцинацию от SARS-CoV-2, наблюдались более высокие показатели физического и ментального здоровья, чем у их сверстников из открытого образовательного учреждения. Заключение. Результаты исследования показали положительное влияние вакцинации на физическое и ментальное здоровье студентов независимо от типа учебного учреждения. Однако для полной оценки эффективности необходим анализ индивидуальных особенностей каждого студента и их психоэмоционального окружения до вакцинации. Группа контроля, которая не была вакцинирована, показала снижение показателей физического и ментального здоровья, что говорит о важности вакцинации для поддержания здоровья и предотвращения осложнений при COVID-19

Для цитирования:


Шуматов В.Б., Ли Ю.А., Дмитраченко М.Н., Костинов М.П., Маркелова Е.В., Королев И.Б., Мартынова А.В. Влияние вакцинации от SARS-CoV-2 на качество жизни обучающихся в городе Владивостоке. Тихоокеанский медицинский журнал. 2025;(2):5-10. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2025-2-5-10

For citation:


Shumatov V.B., Li Y.A., Dmitrachenko M.N., Kostinov M.P., Markelova E.V., Korolev I.B., Martynova A.B. Effect of SARSCoV- 2 vaccination on the quality of life of students in Vladivostok. Pacific Medical Journal. 2025;(2):5-10. (In Russ.) https://doi.org/10.34215/1609-1175-2025-2-5-10

В современной медицине большое внимание уделяется изучению качества жизни, что является важным показателем эффективности лечения и реабилитации [1][2]. Для оценки качества жизни используются разнообразные инструменты, включая опросники [3]. Один из наиболее часто используемых – SF-36 [4]. В научной электронной библиотеке eLibrary можно найти более 40 тысяч исследований, посвященных оценке психоэмоционального и физического состояния людей с помощью данного инструмента. SF-36 позволяет провести комплексную оценку физического и ментального здоровья респондента [5]. В условиях завершившейся пандемии COVID-19 исследования в этой области приобрели особую актуальность, так как пандемия оказала значительное влияние на жизнь людей во всем мире, изменив образ жизни, ряд аспектов социальной активности и психологического состояния [2].

Цель данного исследования – провести сравнительный анализ клинических, физических и ментальных аспектов состояния здоровья студентов высших образовательных учреждений (ВОУ) после вакцинации от SARS-CoV-2 в условиях пандемии COVID-19.

Материалы и методы

В разгар пандемии COVID-19 было проведено обсервационное, многоцентровое, одномоментное, выборочное, контролируемое исследование, в котором приняли участие студенты высших учебных заведений г. Владивостока. Было обследовано 400 мужчин молодого возраста (от 18 до 23 лет). Участники были разделены на две группы: I группа – 200 студентов, обучающихся в ВОУ г. Владивостока открытого типа, средний возраст составил 21,5 ± 1,5 года; II группа – 200 студентов, обучающихся в ВОУ закрытого типа, средний возраст – 19,6 ± 1,3 года. Контрольная группа включала 50 мужчин, средний возраст 20 ± 1,1 года, которые не были вакцинированы ни от каких заболеваний в течение трех месяцев. Всем участникам по результатам медицинского осмотр была документально подтверждена I группа здоровья. Критерии включения в исследование: мужчины, молодого возраста, обучающиеся в ВОУ г. Владивостока открытого и закрытого типов, прошедшие вакцинацию от SARS-CoV-2 однокомпонентной вакциной «Спутник Лайт», имеющие I группу здоровья. Критерии исключения: лица, прошедшие вакцинацию данной вакциной менее 3 месяцев назад; лица, имеющие отклонения при прохождении медицинского осмотра; лица, не подписавшие информированное согласие. Исследование проводилось в течение одного месяца: I этап – анкетирование до вакцинации, проведение вакцинации от SARS-CoV-2, II этап – анкетирование через один месяц после вакцинации. Включенным в исследование проведено медицинское вмешательство в виде вакцинации от SARS-CoV-2 однокомпонентной вакциной «Спутник Лайт» [6]. Все участники исследования подписали добровольное информированное согласие на проведение вакцинации и участие в исследовании. Результаты исследования регистрировались с помощью анкетирования, характеризующего клинические данные, и опросника SF-36 (The Short Form-36), который используется для оценки качества жизни граждан. Он был разработан в 1992 году и с тех пор широко применяется в медицинской практике. SF-36 состоит из 36 вопросов, которые разделены на восемь шкал. Они сгруппированы в восемь шкал: физическое функционирование, ролевая деятельность, телесная боль, общее здоровье, жизнеспособность, социальное функционирование, эмоциональное состояние, психическое здоровье. Показатели каждой шкалы варьируют между 0 и 100 баллами, где 100 представляют полное здоровье. Все шкалы формируют два показателя: физическое и ментальное благополучие. Результаты данного опросника позволяют оценить качество жизни граждан в различных аспектах и выявить области, в которых есть проблемы [7]. Номер выборки предварительно не рассчитывался и был сформирован на основании критериев включения и исключения в исследование. Результаты обрабатывались при помощи Microsoft Excel и Statistica 8. Нормальность распределения совокупностей количественных данных оценивалась по критерию Колмогорова – Смирнова. Количественные данные представлены в виде медиан и интерквантильного размаха Ме (Q25; Q75), качественные – в виде абсолютных и относительных частот ((%)).

Результаты исследования

Подтвержденный факт перенесенного COVID-19 на основании исследования уровня антител IgG к SARS-CoV-2 в анамнезе отмечался у 131 (65,5%) студента в I группе и у 170 (85%) студентов во II группе, средний уровень антител составил 540 (415; 790) BAU/мл и 789 (591; 816) BAU/мл соответственно. Общие постпрививочные реакции регистрировались в обеих группах: в I группе – у 184 человек (92%), во II группе – всего у 30 человек (15%). В I группе, среди обучающихся ВОУ открытого типа, наиболее часто отмечались: общее недомогание, слабость – у 77% респондентов, повышение температуры тела до субфебрильных и фебрильных значений – у более чем 70% обучающихся (35,7 и 38,5% соответственно), более половины студентов жаловались на боли в мышцах и суставах и головную боль (58% и 51% соответственно) (рис. 1).

Во II группе: среди жалоб отмечались только повышение температуры тела до субфебрильных значений, озноб и головная боль – в 72, 65 и 54% случаев соответственно (рис. 2).

В ходе анализа опросника SF-36 до проведения вакцинации было установлено, что уровень физического компонента здоровья студентов, обучающихся в ВОУ открытого типа, составил 87 (68,25; 93,25) баллов, а студентов, обучающихся в ВОУ закрытого типа, был значительно выше – 90,5 (81,5; 95) балла, группа контроля – 89 (76; 95) баллов (рис. 3).

При оценке ментального компонента здоровья до вакцинации было установлено, что у студентов, обучающихся в открытом учебном заведении, его уровень составил 72,5 (48,25; 89) балла, а у студентов, обучающихся в закрытом учреждении, – 75 (59,25; 87,75) баллов, группа контроля – 73,5 (55; 88,75) балла (рис. 4).

После вакцинации ситуация изменилась следующим образом. Физический компонент здоровья обучающихся открытого и закрытого учебных заведений повысился до 84,5 (68,25; 93) и 91 (86; 95) балла соответственно. В группе контроля показатель значительно снизился до 81,5 (65,75; 90) балла (рис. 5).

Ментальный компонент здоровья обучающихся открытого и закрытого ВОУ повысился до 73,5 (55,5; 89,25) и 82 (66; 90,5) баллов соответственно. В группе контроля показатель снизился до 70,5 (54,25; 85) балла (рис. 6).

Рис. 1. Регистрация поствакцинальных реакций у студентов, обучающихся в образовательном учреждении открытого типа (n = 184).

Рис. 2. Регистрация поствакцинальных реакций у студентов, обучающихся в образовательном учреждении закрытого типа (n = 30).

Рис. 3. Физический компонент здоровья обучающихся до вакцинации от SARS-CoV-2 (n = 450).

Рис. 4. Ментальный компонент здоровья обучающихся до вакцинации от SARS-CoV-2 (n = 450).

Рис. 5. Физический компонент здоровья обучающихся после вакцинации от SARS-CoV-2 (n = 450).

Рис. 6. Ментальный компонент здоровья обучающихся после вакцинации от SARS-CoV-2 (n = 450).

Обсуждение полученных данных

Стоит отметить, что у студентов, обучающихся в открытых коллективах, в большей степени регистрировались постпрививочные реакции, чем у студентов, обучающихся в закрытых коллективах. Фебрильная температура тела отмечалась почти в 40% случаев среди обучающихся ВОУ открытого типа, тогда как у обучающихся ВОУ закрытого типа регистрировалось повышение температуры лишь до субфебрильных значений – в 72% случаев. При этом, по данным других исследований, поствакцинальных реакций среди более разнородных по составу и возрасту контингентов, особенно среди людей зрелого и пожилого возраста, субфебрилитет, а особенно фебрилитет, регистрировались значительно реже [8]. Вероятнее всего, это связано с тем, что у молодых мужчин иммунная система обычно более реактивна и быстро реагирует на введение вакцины, что может привести к более выраженным реакциям, включая повышение температуры [9]. Однако в закрытых коллективах повышения температуры более 38 °C не отмечалось вовсе, что может быть связано с особенностями и режимом закрытых учреждений, модулирующих гиперреакцию организма [10]. Тем не менее стоит отметить, что такие реакции могут наблюдаться у людей любого возраста и пола [9].

Студенты, обучающиеся в закрытых учебных коллективах, показали более высокий уровень физического компонента здоровья как до, так и после вакцинации, что связано с тем, что закрытые учебные коллективы обеспечивают более строгое соблюдение изоляции и предотвращение внешних контактов, также важно отметить особый режим проживания в таких учреждениях [10]. В результате студенты могут иметь более высокий уровень физического здоровья и лучшую готовность к вакцинации [10]. Студенты, обучающиеся в открытых учебных коллективах, также показали улучшение физического компонента здоровья после вакцинации, но их исходный уровень был ниже, чем у студентов из закрытых учебных заведений. Причиной этого может быть то, что в открытых учебных заведениях не обеспечивается строгий контроль и учащиеся имеют более широкий круг контактов с инфекциями [11]. В контрольной группе уровень физического здоровья значительно снизился, что свидетельствует о том, что вакцинация помогает обезопасить студентов от возможных болезней и способствует улучшению их самочувствия [8].

Ментальный компонент здоровья также показал некоторые изменения после вакцинации. У студентов из закрытых учебных заведений выявлено повышение ментального компонента здоровья после вакцинации. Возможно, это связано с тем, что до вакцинации у них уже был более высокий уровень психологического благополучия и существенных изменений после вакцинации не произошло. Студенты, обучающиеся в открытых учебных заведениях, продемонстрировали повышение ментального компонента здоровья после вакцинации, но в меньшей степени, чем обучающиеся ВОУ закрытого типа, что может быть связано с более частым возникновением общих постпрививочных реакций, таких как общее недомогание, слабость, боли в мышцах и суставах, головная боль, озноб, фебрильная и субфебрильная температуры тела. Эти реакции могли временно влиять на уровень ментального здоровья. Однако в долгосрочной перспективе вакцинация несомненно оказывает положительное влияние на ментальное здоровье, предотвращая возможные заболевания [12].

Заключение

В целом результаты исследования показывают, что вакцинация оказала положительное влияние на физическое и ментальное здоровье студентов, обучающихся как в закрытых, так и в открытых коллективах. Необхо- димо учитывать индивидуальные особенности каждого из студентов и их состояние до вакцинации, чтобы оценить полное влияние вакцинации на ментальное и физическое здоровье. Также стоит отметить, что группа контроля, которая не была вакцинирована, показала снижение физического и ментального компонентов здоровья в динамике наблюдения. Это может свидетельствовать о том, что вакцинация является важным шагом для поддержания здоровья и для профилактики возможных осложнений при заболевании COVID-19. Однако необходимо проводить дальнейшие исследования для более глубокого понимания влияния вакцинации на здоровье и разработки наиболее эффективных стратегий вакцинации.

Список литературы

1. Pemau RC, González-Palacios P, Kerr KW. How quality of life is measured in studies of nutritional intervention: a systematic review. Health Qual Life Outcomes. 2024;22(1). doi: 10.1186/s12955-024-02229-y

2. Poudel AN, Zhu S, Cooper N, Roderick P, Alwan N, Tarrant C, Ziauddeen N, Yao GL. Impact of Covid-19 on health-related quality of life of patients: A structured review. PLoS One. 2021;16(10). doi: 10.1371/journal.pone.0259164

3. García-Sánchez E, Santamaría-Peláez M, Benito Figuerola E, Carballo García MJ, Chico Hernando M, García García JM, González-Bernal JJ, González-Santos J. Comparison of SF-36 and RAND-36 in Cardiovascular Diseases: A Reliability Study. J Clin Med. 2024;13(20). doi: 10.3390/jcm13206106

4. Essex R, Govintharjah P, Issa R, Kalocsányiová E, Lakika D, Markowski M, Smith J, Thompson T. Health Related Quality of life Amongst Refugees: A meta-Analysis of Studies Using the SF-36. J Immigr Minor Health. 2024;26(5):925–935. doi: 10.1007/s10903-024-01615-4

5. Hernandez JD, Spir MA, Payares K, Posada AM, Salinas FA, Garcia HI, Lugo-Agudelo LH. Assessment by proxy of the SF-36 and WHO-DAS 2.0. A systematic review. J Rehabil Med. 2023;55. doi: 10.2340/jrm.v55.4493

6. Первая зарегистрированная вакцина против COVID-19. Режим доступа: https://sputnikvaccine.com/rus/ Дата обращения: 30.12.2024. [The first registered COVID-19 vaccine. Available from: https://sputnikvaccine.com/rus/ (In Russ.)].

7. Ware JE Jr, Gandek B. Overview of the SF-36 Health Survey and the International Quality of Life Assessment (IQOLA) Project. J Clin Epidemiol. 1998;51(11). doi: 10.1016/s0895-4356(98)00081-x

8. Сутовская Д.В., Бурлуцкая А.В., Дубова Л.В., Крылова Д.Р., Горбачева Л.В. Иммуногенность, эффективность и переносимость вакцины «гам-ковид-вак» среди студентов: проспективное исследование. Педиатрическая фармакология. 2022;19(2):196–200.

9. Каральник Б.В. На путях к индивидуализации вакцинации: значение возраста и пола. Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2021;20(6):88–99.

10. Лучанинов Э.В., Цветкова М.М. Обоснование программы профилактики респираторных заболеваний в воинских коллективах. Тихоокеанский медицинский журнал. 2006;3:76–79.

11. Алехин Д.Е., Гаврилова О.В., Лантух Э.В., Носенков А.П., Смольяков А.А. Актуальные проблемы обеспечения учебного процесса в Санкт-Петербургском университете МВД России и Санкт-Петербургском университета ГПС МЧС России в период пандемии коронавирусной инфекции. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022;9(211):13–18.

12. Chen X, Huang H, Ju J, Sun R, Zhang J. Impact of vaccination on the COVID-19 pandemic in U.S. states. Sci Rep. 2022;12. doi:10.1038/s41598-022-05498-z


Об авторах

В. Б. Шуматов
Тихоокеанский государственный медицинский университет
Россия

690002, г. Владивосток, пр-т Острякова, 2



Ю. А. Ли
Тихоокеанский государственный медицинский университет
Россия

Ли Юлия Александровна – канд. мед. наук, доцент военного учебного центра

690002, г. Владивосток, пр-т Острякова, 2



М. Н. Дмитраченко
Тихоокеанский государственный медицинский университет
Россия

690002, г. Владивосток, пр-т Острякова, 2



М. П. Костинов
Научно-исследовательский институт вакцин и сывороток имени И.И. Мечникова; Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет)
Россия


Е. В. Маркелова
Тихоокеанский государственный медицинский университет
Россия

690002, г. Владивосток, пр-т Острякова, 2



И. Б. Королев
Тихоокеанский государственный медицинский университет
Россия

690002, г. Владивосток, пр-т Острякова, 2



А. В. Мартынова
Тихоокеанский государственный медицинский университет
Россия

690002, г. Владивосток, пр-т Острякова, 2



Рецензия

Для цитирования:


Шуматов В.Б., Ли Ю.А., Дмитраченко М.Н., Костинов М.П., Маркелова Е.В., Королев И.Б., Мартынова А.В. Влияние вакцинации от SARS-CoV-2 на качество жизни обучающихся в городе Владивостоке. Тихоокеанский медицинский журнал. 2025;(2):5-10. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2025-2-5-10

For citation:


Shumatov V.B., Li Y.A., Dmitrachenko M.N., Kostinov M.P., Markelova E.V., Korolev I.B., Martynova A.B. Effect of SARSCoV- 2 vaccination on the quality of life of students in Vladivostok. Pacific Medical Journal. 2025;(2):5-10. (In Russ.) https://doi.org/10.34215/1609-1175-2025-2-5-10

Просмотров: 219


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1609-1175 (Print)