Preview

Тихоокеанский медицинский журнал

Расширенный поиск

Особенности становления функционального состояния центральной нервной системы и когнитивных способностей у детей и подростков школьного возраста

https://doi.org/10.34215/1609-1175-2020-1-76-79

Полный текст:

Аннотация

Цель  – определение особенностей становления функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и когнитивных способностей у детей, и подростков школьного возраста.

Материал и методы. Исследование проведено среди 300 школьников общеобразовательного учреждения г. Оренбурга. Функциональное состояние ЦНС оценено методом вариационной хронорефлексометрии. Когнитивные способности изучены с помощью корректурного теста – колец Э. Ландольта.

Результаты. От 7–11 лет к 16–17-летнему возрасту происходило увеличение в 1,5 раза показателей функционального состояния ЦНС. У  учащихся от 7–11-летнего возраста к  12–15 годам скорость мыслительных процессов снижалась в 1,5 раза на фоне увеличения точности когнитивной деятельности до 1,8 раза. От 12–15 лет к 16–17 годам, напротив, отмечено возрастание в 1,3 раза скорости переработки информации и снижение в 2,9 раза точности когнитивной работоспособности.

Заключение. Выявленные особенности становления функционального состояния ЦНС и когнитивных способностей у детей и подростков могут учитываться при организации личностно-ориентированного обучения в общеобразовательных учреждениях с целью сохранения и повышения уровня умственной работоспособности и академической успеваемости обучающихся. 

Об авторах

Н. П. Сетко
Оренбургский государственный медицинский университет
Россия

д-р мед. наук, профессор, заведующая кафедрой профилактической медицины,

460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6



Е. В. Булычева
Оренбургский государственный медицинский университет
Россия

канд. мед. наук, доцент кафедры профилактической медицины,

460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6



О. М. Жданова
Оренбургский государственный медицинский университет
Россия

ординатор кафедры профилактической медицины,

460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6



Список литературы

1. Безруких М.М., Логинова Е.С., Парцалис Е.М. Комплексная диагностика индивидуальных нарушений когнитивного развития и их коррекция. Физиология человека. 2015;41(4):18–30.

2. Попова Е.В. Волокитина Т.В. Особенности развития структуры интеллекта школьников 11–18 лет. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: естественные науки. 2012:(1):77–86.

3. Schulte-Körne G. Mental health problems in a school setting in children and adolescents. Deutsches Ärzteblatt International. 2016;113(11):183–90.

4. Мороз М.П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека: методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2007. 40 с.

5. Сысоев В.Н. Тест Э. Ландольта: диагностика работоспособности. СПб.: ИМАТОН, 2003. 31 с.

6. Фарбер Д.А., Горев А.С. Особенности функционального состояния мозга подростков и возможность его произвольной регуляции. Новые исследования. 2017;4:5–14.

7. Лысова Н.Ф., Айзман Р.И., Завьялова Я.Л., Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: учебное пособие. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. 398 с.

8. Безруких М.М., Логинова Е.С., Комкова Ю.Н., Теребова Н.А. Вегетативное обеспечение выполнения когнитивных задач в подростковом возрасте. Новые исследования. 2017;(4): 140–55.

9. Falch T, Sandgren Massih S. The effect of education on cognitive ability. Economic Inquiry. 2011;49(3):838–56.

10. Безруких М.М. Мачинская Р.И. Фарбер Д.А. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга и формирование познавательной деятельности в онтогенезе ребенка. Физиология человека. 2009;35(6):10–24.

11. Белова О.А., Плотникова Н.А., Агарвал Р.К. Уровень работоспособности и гендерные различия у учащихся 11–12 лет различных типов школ. Здоровье и образование в 21 веке. 2014;16(1):37–48.

12. Ставцева В.В. Динамика умственной работоспособности учащихся 4–11 классов на уроках в течение учебного дня и недели. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: естественные науки. 2012;3:166–73.

13. Поленова М.А. Особенности динамики функционального состояния организма учащихся 5–9 классов в процессе обучения. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013;3:49–53.

14. Безруких М.М. Комкова Ю.Н. Интеллектуальное развитие мальчиков и девочек 15-16 лет. Психофизиологическая структура. Физиология человека. 2010;36(4):57–64.

15. Литовченко О.Г., Ишбулатова М.С. Сравнительная оценка умственной работоспособности у детей 9–11 лет – уроженцев Среднего Приобья. Новые исследования. 2016;4:62–70.


Для цитирования:


Сетко Н.П., Булычева Е.В., Жданова О.М. Особенности становления функционального состояния центральной нервной системы и когнитивных способностей у детей и подростков школьного возраста. Тихоокеанский медицинский журнал. 2020;(1):76-79. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2020-1-76-79

For citation:


Setko N.P., Bulycheva E.V., Zhdanova O.M. Features of formation of the functional state of the central nervous system and cognitive abilities in children and adolescents of the school age. Pacific Medical Journal. 2020;(1):76-79. (In Russ.) https://doi.org/10.34215/1609-1175-2020-1-76-79

Просмотров: 88


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1609-1175 (Print)