Функциональная организация когнитивной деятельности учащихся старшего школьного возраста, обусловленная типом межполушарной асимметрии головного мозга
https://doi.org/10.34215/1609-1175-2021-3-49-54
Аннотация
Цель: установить функциональные особенности организации когнитивной деятельности учащихся старшего школьного возраста, обусловленные типом межполушарной асимметрии головного мозга.
Материал и методы. У 250 учащихся 9–11 классов проведен сравнительный анализ функционального состояния центральной нервной системы методом вариационной хронорефлексометрии с помощью компьютерного теста «Кольцо Ландольта», а также методики АСТУР.
Результаты. Среди обследованных преобладали подростки с левополушарным типом функциональной асимметрии головного мозга (56%), число школьников с доминированием правого полушария не превышало 40,4%, на «равнополушарных» учащихся пришлось 3,6% наблюдений. У школьников с левополушарным типом функциональной асимметрии головного мозга выявлен более высокий уровень функциональной подвижности нервной системы, что определяло оптимальный уровень когнитивной работоспособности.
Заключение. Низкий уровень развития динамических когнитивных функций у учащихся с доминированием правого полушария обуславливает необходимость использования игртренажеров в целях развития и совершенствования когнитивных способностей, определяющих уровень академической успеваемости школьников.
Об авторах
Е. В. БулычеваРоссия
канд. мед. наук, доцент кафедры профилактической медицины,
460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6
О. М. Жданова
Россия
аспирант кафедры гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда,
460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6
И. А. Сетко
Россия
студент лечебного факультета,
460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6
Список литературы
1. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Возрастно-половые особенности психофизиологического развития школьников. Российский педиатрический журнал. 2016;19(6):367–73.
2. Намазова-Баранова Л.С., Каркашадзе Г.А., Маслова О.И. Актуальные проблемы диагностики и лечения легких когнитивных нарушений у детей. Педиатрическая фармакология. 2011;8(5):6–12.
3. Маслова О.И., Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Каркашадзе Г.А., Мамедьяров А.М., Лазарев М.Л. Современные аспекты изучения когнитивной сферы в развитии ребенка. Педиатрическая фармакология. 2012;9(6):72–8.
4. Кучма В.Р. Сухарева Л.М. Надеждин Д.С. Сахаров В.Г. Сравнительный анализ психофизиологического развития подростков. Российский педиатрический журнал. 2015;18(2):23–7.
5. Жаворонкова Л.А. Нейрофизиология: межполушарная асимметрия мозга человека (правши-левши). М.: Юрайт, 2019.
6. Игнатова Ю.П., Макарова И.И., Зенина О.Ю., Аксенова А.В. Современные аспекты изучения функциональной межполушарной асимметрии мозга (обзор литературы). Экология человека. 2016;9:30–9.
7. Блинова Н.Г., Лурье С.Б., Васина Е.В. Психофизиологическое развитие учащихся в условиях профильного обучения. Вестник Кемеровского государственного университета. 2011;1:136–40.
8. Попова Е.В. Волокитина Т.В. Особенности развития структуры интеллекта школьников 11–18 лет. Вестник Северного федерального университета. Серия: естественные науки. 2012:1:77–86.
9. Безруких М.М., Логинова Е.С., Парцалис Е.М. Комплексная диагностика индивидуальных нарушений когнитивного развития и их коррекция. Физиология человека. 2015;41(4):18–30.
10. Мороз М.П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека: методическое руководство. М., 2003. [Moroz MP. Express diagnostics of a person’s functional stateandworking capacity: Methodical Guide. Moscow; 2003 (In Russ).]
11. Олада Э.Я., Китаев А.В., Савченко А.А., Мякишев Е.В., Пропой Г.С. Способ определения степени межполушарной асимметрии мозга. Патент РФ, 2005. [Olada EYa, Kitaev AV, Savchenko AA, Myakishev EV, Propoy GS. Method for determining the degree of interhemispheric asymmetry of the brain. Patent RF; 2005 (In Russ).]
12. Сысоев В.Н. Тест Э. Ландольта. Диагностика работоспособности. СПб., 2000.
13. Гуревич К.М., Аким М.К., Борисова Е.М., Логинова Г.П., Раевский А.М., Ференс Н.А. Тест АСТУР. Психологическая наука и образование. 1996;1(1):105–6.
14. Сетко Н.П., Сетко А.Г., Булычева Е.В. Адаптационная медицина детей и подростков. Оренбург: ОрГМУ, 2018.
15. Ратанова Т.А. Взаимосвязь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности в зависимости от специализации обучения студентов. Психология интеллекта и творчества. Традиции и инновации: материалы научной конференции, посвященной памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина. М., 2010:162–70.
Рецензия
Для цитирования:
Булычева Е.В., Жданова О.М., Сетко И.А. Функциональная организация когнитивной деятельности учащихся старшего школьного возраста, обусловленная типом межполушарной асимметрии головного мозга. Тихоокеанский медицинский журнал. 2021;(3):49-54. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2021-3-49-54
For citation:
Bulycheva E.V., Zhdanova O.M., Setko I.A. Functional organization of the cognitive activity of high-school students, defined by the type of interhemespheral brain asymmetry. Pacific Medical Journal. 2021;(3):49-54. (In Russ.) https://doi.org/10.34215/1609-1175-2021-3-49-54